Выступление председателя Кипрского отделения ИППО, профессора Леонида Алексеевича Буланова в Международной панораме на канале Просвещение
(расшифровка выпуска от 15.01.2012г.)
Международная панорама с Л.А. Булановым
(видео фрагмент)
Сегодня в программе миротворческая миссия РПЦ за рубежом как православная вера помогает укреплять международные отношения.
ИППО – основные задачи и цели.
Кипр-один из важнейших центров православия. Роль кипрской православной церкви в общественно-политической деятельности страны.
Эраст Галумов:
Здравствуйте, уважаемые зрители. Сегодня говорить мы будем о миротворческой миссии русской православной церкви. Сегодня у нас в гостях Леонид Алексеевич Буланов, президент Кипрского отделения Императорского Православного Палестинского Общества, и он как человек, который профессионально занимается этой проблемой, расскажет нам много чего интересного. Здравствуйте!
Леонид Буланов:
Добрый день!
Эраст Галумов:
Леонид Алексеевич, посути вы являетесь представителем России за рубежом, являясь президентом некой организации, которая работает за пределами РФ. Вот я бы хотел, чтобы вы рассказали, что это, как, какие задачи, вы делаете на самом деле благое дело и наши зрители хотели бы узнать, поинтересоваться, узнать новое, потому что мы понимаем, у нашей религии христианской у православия есть миротворческая миссия, есть деятельность, связанная с международным представительством. Во всяком случае, это интересная тема и благое начинание, которым вы заинтересовались. Если можно несколько слов, обрисуйте ситуацию.
Леонид Буланов:
Императорское Православное Палестинское общество- это очень старая общественная организация. Организовывалась она ещё в 1882 году. В этом году общество празднует 130 лет, возглавляет это общество Степашин Сергей Вадимович, такое согласование было между его святейшеством Патриархом Алексием и президентом РФ В.В. Путиным; на это назначение этой общественной организации. Эта организация считается международной по регистрации ООН, значит она имеет право по международным нормам регистрировать свои отделения в различных странах. Официально зарегистрированных международных отделений существует 3. Это Палестинское, Израильское и Кипрское. Таким образом, мы стали геополитически в другой стране как общественная организация. Таких регистраций на самом деле очень мало.
Эраст Галумов:
Хотелось бы конечно как можно больше общественных организаций, в частности православных христианских, регистрировались за рубежом, мы бы имели такой элемент народной дипломатии, который позволит нам больше узнавать о России.
Леонид Буланов:
Международный уровень очень не простой уровень- там нас особо не ждут. Например, Израильское отделение регистрировалось, если я не ошибаюсь 7 лет. А Сергиевское подворье, которое принадлежало Императорскому Православному Палестинскому Обществу, отдавалось более 60 лет.
Эраст Галумов:
То есть они не спешили отдавать?
Леонид Буланов:
Да, они не спешили. По международному законодательству мы находимся на другой территории, и это надо понимать крайне четко, что они нам разрешили заниматься юридической правовой деятельностью на территории другой страны это уже большое достижение РФ и без всякого сомнения. Вообще, какую же роль играет само ИППО и присутствие его в средиземноморье, какие его цели? Вообще у общества есть устав. В уставе достаточно четко прописано, но он переделовался и сейчас переделывается, но сущность остается, присутствие в Святых Землях.
Кипр мы воспринимаем больше как офшорную зону, туристическую зону. Но это действительно так более 50 инвестиций, которые приходят в РФ, приходят из Кипра.
Заставка редакции:
Кипр 3 по величине остров в Средиземноморье. Он расположен в Северо-Восточной части Средиземного моря в 380 км от Египта, 105 км от Сирии и в 75 км от Турции. Богатейшее культурное наследие-главное сокровище Кипра. 35% территории острова при поддержке турецких оккупационных сил контролирует самопровозглашенная Турецкая республика северного Кипра. Около 3: военные базы Великобритании, 4% буферная зона ООН, остальное республика Кипр. Столицей является Никосия. Город разделен на две части, греческую и турецкую. Индустрия туризма одна из главных статей национального дохода. В этом секторе трудится значительная часть населения. А прибыль приносимая туризмом является главным источником поступления иностранной валюты в бюджет республики. За последние 4 года число посещающих туристов-паломников увеличилось почти на 30%.
Леонид Буланов:
Кипр относится к Святой Земле. На Кипре очень много древних церквей, монастырей. Ставропигиальных монастырей. Что значит ставропигиальный? То есть независимый монастырь. У нас такие монастыри называются крестовоздвиженскими. На греческом ставропигиальный это ставрос-крест, пигиалос-независимый. Это монастыри Махерской Божией Матери, Киккской Божией Матери. Те иконы, что писаны апостолом Лукой, а вообще, если идти еще дальше мы как отделение занимаемся паломничеством. До революции паломничество православными осуществлялось так: в начале паломники посещали Кипр, побывав в трех святых местах.
Эраст Галумов:
Православные в смысле россияне? Это до революции?
Леонид Буланов:
Императорское Православное Палестинское Общество оно было направлено на паломничество, это не была конкуренция Церкви, это была помощь Церкви, которую Императорское Православное Палестинское общество и помогало осуществлять. Раньше из 5 затраченных копеек 2 выплачивались Императорским Православным Палестинским Обществом.
Эраст Галумов:
Я все-таки хотел бы вернуть нас к началу разговора, скажите несколько слов о самом обществе. Вы сказали, что вы президент отделения. Где находится штаб-квартира? Сколько всего отделений? Если не секрет, сколько человек работает? Какие мероприятия?
Леонид Буланов:
Общество не большое, не больше 600 человек.
Эраст Галумов:
Нет, это большое общество. Сейчас по новым законам 500 человек могут партию регистрировать. Поэтому 600 человек для нас это весомая цифра.
Леонид Буланов:
В Российской академии естественных наук около 5000 человек. Я все-таки считаю, что 600 человек это не значимая цифра, учитывая огромное количество регионов и стран СНГ, которое оно захватывает. Действительные члены это те, которые имеют билеты и приняты обществом, официальным собранием, а по решению общего собрания произошло и разрешение регистрации на Кипре. Общество действительно очень старое, сейчас оно находится в центре Москвы, еще господином Лужковым дано помещение. Сейчас оно реставрируется и к 130-летию оно будет открыто, я думаю торжественно открыто. Уже стали проходить научные конференции, последняя научная конференция была в Институте Российской Истории. Вел ее Сергей Вадимович Степашин. Было много выступающих и ученых, в том числе и историков.
Вышел сборник. Вообще чем знаменито ИППО, так это своим сборником. Вестник Императорского Православного Палестинского общества, который выходит с 1882 года.
Эраст Галумов:
Эта дата действительно серьезная. Я бы все-таки хотел остановиться на международной составляющей вашей деятельности в рамках нашей программы. Нас интересует тема, как вот такие общества как ваша общественная организация могут нести миссию представления России ее культуры, ее религии в зарубежные страны, вот в частности Кипр. Что сделано, как это работает, есть ли какие-то реальные результаты в рамках восстановления наших храмов, каких-то реликвий. Сейчас кстати тема паломничества очень интересная она развивается и оказывается очень много туристических фирм, которые начинают заниматься проблемой паломничества. Они зарабатывают большие деньги, но не предоставляют те услуги, которые должны предоставлять. Вот комплекс вопросов, которые интересуют в целом любого человека, когда он слышит, что есть какое-то отделение какого общества за рубежом, что оно дает, действительно ли оно является организацией образования, помогает ли стране развивать культуру? Я хотел бы, чтобы мы на этом с вами остановились.
Леонид Буланов:
Этот вопрос очень объемный сам по себе, по значению своему.
Эраст Галумов:
Вот вы говорили о храмах, о служениях в храмах.
Леонид Буланов:
Как я уже отмечал, мы находимся на чужой территории и должно быть очень много согласований не только с киприотами, но и с посольством, которое возглавляет наш уважаемый посол Вячеслав Дмитриевич Шумский и с другими общественными организациями, а вообще надо сказать на данный момент есть две организации, которые представляют это АКДС «Филия» от Россотрудничества. «Филия» переводится как «друзья», и мы. По сути вот и всё, остальные организации находятся при Россотрудничестве — такие как объединение бизнесменов. Это МИДовская организация. Что же делаем мы на Кипре. Цели и задачи ИППО прописаны в уставе. Мы хотели возродить паломничество, которое было до революции. Паломничество сначала на Кипр. Там есть 3 святыни это — Киккская Божья Матерь, Церковь Святого Лазаря и монастырь Ставровуни, где хранится часть Святого Креста. Раньше паломники приезжали на Кипр, и начиналось паломничество с Кипра, а далее они возвращались в Яффу. Они посещали 3 святых места. Очень красивый монастырь Киккской Божьей Матери, который находится в горах Троодоса, очень красивая церковь Святого Лазаря, это постройка еще IX века Льва Комнина византийского императора, очень интересно, когда заходишь в церковь как в катакомбную, там спускаешься по ступенькам вниз порядком полутора метров, это говорит о естественном слое, который появился со временем, и уже под алтарем ты спускаешься, где мощи святого Лазаря. Он был другом Христа. Христос говорил, что это мой друг. И потом, когда Христос был распят, Лазарь прибыл на Кипр и стал первым епископом, возведенным в этот сан апостолами Павлом и Марком. Потом к нему приехала Богородица Святая Мария.
Заставка редакции:
Большая часть населения это этнические греки исповедуют православное христианство, этнические турки ислам. Кипрская православная церковь играет заметную роль в общественно-политической жизни страны. Предстоятель Кипрской церкви Архиепископ Новой Юстинианы и Всего Кипра. Помимо храмов, а их более 500 на Кипре есть 11 монастырей, которым принадлежат наиболее большие и плодородные земли, насчитывается и другая крупная собственность. Конституция Кипра 1960 года гарантирует право свободы слова, совести и вероисповедания.
Эраст Галумов:
Вот Кипр развивающаяся страна, динамично развивающаяся, туризм был, потом страна была офшорной зоной, вот сейчас они ищут нефть или газ на шлейфе, это уже какое-то второе дыхание экономики. Страна очень религиозная, очень религиозная. Я знаю местных жителей киприотов, которые просто в своей повседневной жизни чтят все праздники религиозные, ходят в церковь это настолько обычно, настолько гармонично внутри них, что на Кипре нет той самой преступности уличной, именно уличной, которая наводнила наши города, районы. Кипр как пример там доминирует в абсолюте церковь православная, потому что там ничего не решается без церкви, все решения парламента, государства в конечном итоге Архиепископ все это просматривает и дает свое благословение либо не дает. Демократия там -открытые выборы и так далее. Ваше мнение по этому поводу насколько мы – Россия, готовы стать таким государством?
Леонид Буланов:
Мы должны оставаться и светским и православным государством. Уже совсем говорить о православном государстве это будет большой скачок, такое в истории государства, наверное, только при Патриархе Никоне наблюдалось, сближение произошло Церкви и светской власти. Но я не скажу, что настолько близки между собой светские власти Кипра и Религиозные власти. Близки, традиционно греки верующие и потом не нужно забывать о том, что у нас 10 веков христианство, ну я округляю, а у них почти 2 тысячелетия. Например на Кипре есть одна из церквей, сохранившаяся по сей день, датированная 45 годом- это церковь Святой Феклы недалеко от Айа-Напы и Проторасса, подобного вообще ничего не найдешь вырубленная в скале крестом. Церковью признается как брак религиозный, так и светский, но все старые люди признают брак религиозный в церкви. Этим пронизано все средиземноморье. Вообще-то преступность, сейчас, когда Кипр вошел в ЕС, она поднялась, сейчас уже нет дверей со стеклом, больше стоит видеокамер.
Эраст Галумов:
Ну, это вот последнее время. А лет 10-15 назад там ничего не охранялось. Да и сейчас по сравнению с нашей действительностью.
Леонид Буланов:
Да такое райское место.
Эраст Галумов:
Вот я все-же хочу понять религиозность. Там такая повседневная религиозность- это не фетиш и не мода. Там действительно верят в Бога. Там действительно с ним общаются, причем без пафоса, без внутреннего надрыва. Они считают, что это просто обычная жизнь.
Леонид Буланов:
Да это их обычная жизнь. Это совершенно нормально и я не вижу здесь ничего странного. Вот последний приезд пояса Пресвятой Богородицы. Который впервые выехал с Афона, он показал на то, что писали в газетах, что люди идут к поясу в отчаянии. Они уже не надеятся на власть, они надеятся на Бога.
Это показывает религиозность людей – это такая божественная искра, ее несколько меньше в русском обществе. И почему бы это не преподавать, как это было до революции, когда изучали богословие врачи и юристы.
Эраст Галумов:
Вот что касается пояса Богородицы, я проезжал по набережной и видел сотни людей, голодных, мерзнущих, которые сутками стояли, для того чтобы притронуться к святым мощам. Но многие говорят, что там рядом, я наверное ошибусь, в названии этого храма, так вот там есть частичка этого пояса. У нас, в России, тоже очень много реликвий, но туда, почему то, ни кто не ходит. Может быть, это какая-то рекламная акции, или все вдруг решили, что жизнь изменится, если они пройдут, дотронутся.
Леонид Буланов:
Во-первых, здесь очень важная вещь, что женщины стояли в очереди с детьми. Потому что женщины не могут побывать на Афоне. На Афоне могут быть только мужчины.
Я был у пояса Пресвятой Богородицы. Надо было видеть лица людей, это лица верующих людей, это большая разница – светский человек с циничным, так скажем, наглым восприятием к жизни и человек верующий, который понимает свою жизнь только с разрешения Бога и понимает, что все настолько бренно и чувствительно в жизни, что если не будет благословления Всевышнего, вряд ли его жизнь куда-то будет двигаться.
Эраст Галумов:
Интересно, а вот вы в самом начале нашего разговора коснулись, что появляется, очевидно, с помощью вашего отделения, вашего общества — русский храм и там служат на русском языке. Что по этому поводу? Это тоже очень интересно.
Леонид Буланов:
Мы конкретно не имеем отношения к постройке православного храма, потому что отношение имеет только лишь Русская Православная Церковь, но мы чем можем, будем помогать и способствовать этому. Да, на Кипре, в октябре месяце, в городе Лимассоле стал строиться храм Николая Угодника, думаю, он будет строиться несколько лет, храм достаточно большой. Уже на протяжении 15 лет русские хотели там построить храм. Русская Православная Церковь писала большое количество писем. Ну а вообще в ближневосточном христианстве, даже предположим, если бы разрешил Архиепископ Кипра, Блаженнейший Хризостом II, то все равно должен разрешать митрополит Лимассола, а он очень долго не разрешал, это очень долгие согласования у них в церкви идет все крайне медленно, но наконец-то он подписал документы и благословил.
Там были соединены 2 участка земли в элитном районе Лимассола и церковь начала уже строиться. Архиепископу Кипра Блаженнейшему Хризостому II, была вручена премию от Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, с поблагодарностью за то, что еще одна церковь на Ближнем Востоке будет построена.
К сожалению, по миру не так много Православных церквей, но они есть и недавно построилась церковь в Риме святой Екатерины, недавно получилось согласование, что церковь будет в Мадриде. Православных это очень радует.
Знаете, когда у Павла, нобелевского лауреата, врача, моего коллеги спросили: «Вы верующий человек? Почему? Вы же ученый? Ну, я верую в Бога и все» — вот такой был ответ.
Эраст Галумов:
Этот вопрос был интересен в советское время он уже не злободневный верят в Бога многие и наука приблизилась к Богу и это очень хорошо.
Леонид Буланов:
Святой Августин сказал, что наука является лишь объяснением присутствия Всевышнего на Земле.
Эраст Галумов:
Разговор перешел в такую этиологическую нишу. Я хотел бы узнать про подворье, которое в Израиле, отсудили. Вы сказали 60 лет. Расскажите по подробнее, это очень интересная тема.
Леонид Буланов:
Нет. Не отсудили, а оно было передано. После революции мы много потеряли в Святой Земле. Кстати, инициатор покупки земли в той Палестине, когда она не была Израилем, была Палестина.
Эраст Галумов:
Это подворье принадлежало императорскому двору. То есть по сути вам, вашему обществу.
Леонид Буланов:
В общем да, нашим предшественникам. После революции мы потеряли это. Коммунисты от многого имущества церквей отказались, и зарубежная церковь взяла это, но общество с 1924 года долго действовало под РАН, но к сожалению оно не получило такой большой активности, как хотелось бы. Строящаяся церковь Николая Угодника до революции в Вифлееме, была потеряна, хотя сейчас подарен в Вифлееме надел земли на котором уже культурный и деловой центр Императорского Православного Палестинского Общества и который будет передан Россотрудничеству, но у нас там все же будет помещение.
Эраст Галумов:
Построено вами, но вы общественная организация, а будет передано в госструктуры потому что Россотрудничество это агентство.
Леонид Буланов:
Его – это здание нужно содержать, а содержание за границей зданий, уплата налогов и многое другое, это очень дорогое удовольствие. И таких аналогов много, а цель в деловом и культурном сотрудничестве – это цель именно Россотрудничества.
Эраст Галумов:
Скажите, вот миссия православия нашего, по сути миротворческая, она помогает нашим гражданам паломникам? Или я ошибаюсь. Идет какой-то культурный обмен? Что вот это в таких реалиях.
Леонид Буланов:
Думаю, что паломничество культурный и деловой обмен, кому это интересно или кто идет по этой стезе. Предположим, как Мальтийский орден, который образовался 1054 г. и был направлен папской церковью на паломников на Святую Землю, это были госпитальеры, ведь так же нужна была и врачебная помощь. Открытие госпиталей, сопровождение рыцарями, так же было открыто Императорское Православное Палестинское Общество, то есть сопровождать, помогать паломникам в быту, в врачебной деятельности и участие врачей в этом, ведь путь был долгий в позапрошлом веке, это сейчас мы можем сесть на самолет 3 часа и мы в Израиле или 4 часа и мы на Кипре, а тогда было проблематично, и очень опасно. Разбойников на пути встретить, кстати, есть такие описания исторические. Шли ведь через Грузию, через Турцию, через Сирию или если идти сухопутным путем, это путешествие было крайне опасно. Раньше государство выделяло деньги, то есть император, это была очень большая сумма, 275.000 рублей на содержание паломников.
Эраст Галумов:
А вы сейчас не получаете от государства ничего?
Леонид Буланов:
Я надеюсь, что в итоге само общество добьется. Авторитет Сергея Вадимовича Степашина в итоге будут выделения средств. Во всяком случае, разговоры присутствовали, в том числе на последней исторической конференции.
Эраст Галумов:
Вот визит нашего Патриарха в Сирию. Сирия сегодня горячая точка, очень много проблем и решаются судьбы Ближнего востока. Мы не однократно обсуждали это в нашей студии, проблемы Ближнего востока, и вот визит Патриарха. Ну как бы является символом православной церкви, а там есть наши православные храмы, она несет сама по себе миротворческую функцию.
Заставка редакции:
В ноябре прошлого года Святейший Патриарх Московский и всея Руси посетил Сирию. Он призвал жителей страны, где в середине марта прошлого года прошли сильнейшие антиправительственные выступления решать все проблемы путем диалога, избегая кровопролитий. Патриарх Московский и всея Руси выразил глубокое убеждение, что мирным путем, путем диалога, можно решить все проблемы. История учит, когда человеческая кровь проливается, тогда трудно решить проблемы, это заметил Патриарх еще на брифинге в аэропорту, прилетев в Дамаск.
«Я верю в то, что историческая мудрость народа, историческая память народа, поможет ему и в это непростое время объединить усилия для мирного, справедливого решения тех проблем, которые сегодня стоят». Сирию и Россию связывают добрые взаимоотношения на протяжении долгих лет. Сирия страна с огромной культурной традицией и так веками мирно существовали христиане и мусульмане. По словам Патриарха в Русской церкви молятся за сирийский народ. Христиане составляют 10% от 23 млн. населения. Они считают себя ее коренными жителями, жили они здесь задолго до того, как в VII веке арабы завоевали земли Сирии. И ислам и христианство живут здесь бок о бок. Визит Патриарха Кирилла в пределы Антиохийского патриархата в чреде мирных визитов, которых совершает патриарх. Осуществляются они в порядке исторического первенства, сначала Константинопольская, второе место занимает Александрийская, третье – Антиохийская церкви.
Речь патриарха Кирилла.
«Хочу выразить вам, мои дорогие, уважение и выражение добрых и братских чувств, со стороны нашего народа»
Эраст Галумов:
Эта миротворческая функция, которая заложена в вашей организации и, по сути, много лет, она вами осуществляется, насколько она необходима в решении проблем на территории СНГ? Вы знаете наши сложные отношения с Грузией, там есть дружественная нам церковь и осуществляются межцерковные взаимоотношения. Как вы оцениваете визит патриарха в Сирию? И насколько на ваш взгляд эта функция и роль нашей православной церкви должна развиваться, усиливаться, особенно в условиях нынешней нестабильности?
Леонид Буланов:
Вообще это исторический визит, в любом случае, визит патриарха, скажем человека по сути миротворца, человека глубоко и высоко стоящего над мирянами. С большим международным авторитетом. По сути, он показал, то что – он защитил Антиохскую церковь, которую возглавляет Игнатий, кстати, он знает русский язык и во Франции окончил духовную академию Сергея Радонежского. Не часто, даже патриарх может говорить на русском языке, а он пожилой человек, ему за 90 лет.
Мне показалось, я вчера посоветовался с арабистами, что натиск после визита патриарха стал несколько меньше, вам так не показалось?
Эраст Галумов:
Показалось! Я думаю, что здесь другой анализ, может быть, церковь получила, какое-то благословление и вокруг нее ослабли какие-то напряженности, я извиняюсь за тавтологию, но на самом деле сирийский вопрос очень сложный, он является ключевым для ближневосточных проблем и это отдельный разговор. Я бы хотел, чтобы вы рассказали о перспективе деятельности. Вот визит, вы сказали, что это исторический визит, я тоже так считаю, особенно когда патриарх приезжает в самые тяжелые минуты. Там боевые действия, оппозиция стреляет.
Леонид Буланов:
Просто здесь показали, что русское государство и русская православная церковь поддерживает Сирию. На мой взгляд, именно так и произошло. Взять даже события в Ливии. Что меня поразило, греческая церковь православная была разграблена. Были украдены мощи, иконы, была разрушена церковь. В Триполи была одна церковь, и только киприоты стали охранять эту церковь, закрывали ее. Кто остался так это консул, все кипрское посольство было закрыто. Церковь была разграблена. Консул и посол остались, и они охраняли церковь.
Эраст Галумов:
Это русская церковь?
Леонид Буланов:
Нет, греческая. Нашей церкви там нет, это очень большая редкость, чтобы была русская православная церковь. Чтобы построить церковь, это трудный вопрос на другой территории.
А в Риме я знаю, столетиями просили. Это происходит с разрешения папы, чтобы поставить церковь. И там было достаточно много проблем, потому что она стояла на возвышенности и могла стать выше других соборов, так убирали часть земли. Это огромнейшие строительные работы, чтобы церковь опустилась. Вообще церковь очень красивая, святой Екатерины. Я знаю, что даже создан видео фильм об этой церкви. Большой комплекс строится во Франции ну и многое другое. Вообще в Антиохской церкви, если вернуться к Сирии, всего лишь 3% христиан. В Сирии не так много христиан, в основном мусульмане, но уважение к православным достаточно большое. Антиохская церковь одна из самых старых церквей. Ведь название Антиохия возникло, то есть второе по значению при Иерусалиме был город Антиохия, это было на границе Сирии и Турции и поэтому стало называться уже потом Антиохская православная церковь. Этого города практически уже нет, но церковь осталась с этим названием. Мне кажется, что произошел даже какой-то перелом после визита патриарха. Это мое мнение. Я вас спросил, вы сказали, что это трудный вопрос, я думаю, что это будет продолжаться еще долго. То, что христиане уже консолидируются и таким образом находят общий язык, я считаю, что это очень хорошо.
И конечно, совет Ближневосточных патриархов есть, куда входит –Константинопольский патриарх Варфоломей, Александрийский, Антиохский, Иерусалимский и Архиепископ Кипра Блаженнейший Хризостом II. Это ближневосточный совет есть. Но русскую православную церковь туда не берут, но этот совет не маловажно решает, например, экологические проблемы, христианские проблемы, хотя вообще сейчас позиция христианства крайне слаба.
Очень просто ответить на этот вопрос, потому что, Константинопольская церковь крайне не богата, ее очень притесняют турки, вплоть до того что, в некоторых случаях в православных церквях стоят с автоматами. Для христианина это вопиюще происходящее.
Эраст Галумов:
С целью охраны что ли?
Леонид Буланов:
Это служба безопасности этой церкви.
Здесь вопрос несколько сложнее, ну предположим, Северный Кипр – ведь то что это оккупированная зона, это совершенно понятно, но там осталось более 500 старинных церквей, ведь чем нам близок Кипр, как территория, мы приняли христианство от Византии, Кипр относится к той территориальной целостности Византии которая была, практически вся Византия разрушена турками, та старая часть Византии Константинополь, конечно, остались храмы, но первые не тронутые храмы, которые стоят еще до сих пор это именно византийские старые храмы Кипра. Я уже перезывал, это Махераский монастырь, Киккский, Ставравуни и т.д., вот чем интересен именно православным как исток – «куда же нам заглянуть, где увидеть настоящее?». А Северный Кипр это ведь захоронения Варнавы апостола, который там был убит. И найден в 5 веке архиепископом, за что и получил архиепископ булу расписываться красными чернилами, носить красную мантию, держать скипетр, то есть равный патриархам, всегда думают, что Папа может расписываться красными чернилами, но это не так архиепископ Кипра.
Эраст Галумов:
Да это какая иерархическая вещь.
Леонид Буланов:
Нет, это очень важно. Ведь Сталин тоже расписывался красными чернилами.
Эраст Галумов:
Красным карандашом.
Леонид Буланов:
Но это был красный чернильный карандаш.
Там же был святой апостол Андреас, там проповедовал Павел, там очень много старинных монастырей осталось, которые, к сожалению, турки разрушают. Вы представляете, старинные византийские фрески выбиваются и продаются на европейских аукционах.
Эраст Галумов:
И есть эти факты?
Леонид Буланов:
Да, есть.
Эраст Галумов:
Почему Европарламент не обсуждает до сих пор?
Леонид Буланов:
Архиепископ Кипра неоднократно ставил этот вопрос, к сожалению, замалчивался. И вот последняя статья, архиепископа Кипра, наш журналист сайта брал у него интервью, он возмущался этому, но на данный момент на оккупированной территории играют турки, хотя некоторые договоренности уже есть, например, отремонтировать монастырь и церковь святого апостола, это вот именно вопрос на хвосте Кипра.
Эраст Галумов:
Там же есть пункт проезда, и местные жители могут свободно проходить или с предъявлением паспортов?
Леонид Буланов:
Да, зона открылась даже, по-моему, есть пешеходная зона в Никосии, которую можно пройти, это было еще до вступления в ЕС. Но ведь контроль оккупированной зоны, будем так ее назвать, именно находится у турок. Вот на прошлое рождество, когда в одной из церквей стала проходить служба, то военные содрали со священника рясу и запретили проводить службу.
Там живут в деревне несколько семей греков, остались, шла служба, при которой пришли турки и сняли рясу. Таких случаев очень много. Турция крайне препятствует православию.
Эраст Галумов:
Хотя греки не препятствуют исламу, на их территории есть одна из святынь мусульман.
Это вот интересная тема.
Леонид Буланов:
Они не только не препятствуют, но и даже помогают. Там есть место, где упала с лошади и умерла тетя Магомеда. Оно крайне чтится, в том числе и паломничеством мусульман. А препятствий там очень много. Если вы знаете, в прошлом году привозили мощи Спиридона Тримифунтского. И наше отделение все — таки решило уточнить место расположения…
Спиридон Тримифунтский это реальная личность, легендарная личность епископа территории Кипра, который участвовал на первом соборе в 325 году, который был собран равноапостольным Константином. И мы решили найти это место, где реально жил и был святитель Спиридон.
Мы поехали на оккупированную территорию с большим трудом. Нас было трое человек, из отделения, мы взяли с собой турецко-говорящего. Встретили там старика, который еще помнит, где стоял этот храм. Сейчас же этот храм находится на территории военной базы, то есть там, где стоит храм СпиридонаТримифунтского военизированная зона почти 10 га, то есть турецкая армия закрыла ту церковь, для доступа, в том числе и православных, мы даже проезжали мимо этой базы просто охранник передернул затвор автомата. И мы поняли, что даже не стоит останавливаться, турки объявили, что они там сделали музей Спиридона Тримифунтского, но никого туда не допускают. Это место сейчас называется Тримифум. Это реально был епископ, который служил и по средиземноморью был очень известен, несколько меньше он известен у нас. В Москве на Брюсовском переулке есть старая церковь, там хранится частичка его мощей, она очень чтица православными людьми.
Эраст Галумов:
Вот еще такой вопрос. Он касается такого православного тренда, которому несколько лет назад произошло объединение русской православной церкви и зарубежной церкви. Это было торжественно, все приезжали в Москву. Как вы думаете, изменилась ли общая ситуация, потому что я еще помню, был период, не то чтобы противоречия, а противодействия той церкви и нашей. Хотя люди одни и те же. Здесь русские, там русские, здесь православные, там православные. Произошло объединение, историческое событие, которое трудно переоценить, что это сейчас дало нам, чувствуете ли вы как руководитель отделения или всё так и идет как и шло, ничего не заметно.
Леонид Буланов:
Я особо не ощущаю, но событие, которое произошло, оно на уровне иерархов церквей, потому что сами православные как были, их объединяла идея Христа и веры, а здесь речь шла, так скажем о понимании связи бюрократической церквей. А для православных людей это не представляло изменения.
Эраст Галумов:
Были же какие-то канонические ограничения в части того, что если ты прихожанин этой церкви, ты должен регистрироваться, тебя допускали. Но я знаю точно, что были канонические и какие-то другие различия, которые не позволяли человеку, приехавшему из России зайти и исповедоваться, но я не знаю всех тонкостей, об этом сказали «это объединение произошло, нам всем станет легче», во всяком случае, вам после этого исторического события стало ли легче работать? Или вы считаете, что это объединение и так произошло на небесном уровне, так скажем.
Леонид Буланов:
За царствие небесное я не отвечаю. Мне кажется, что все было достаточно хорошо. Этот путь рано или поздно произошел бы, потому что, мы вошли в мировое сообщество и это, скорее всего, была даже необходимость, тем более, что это сделал патриарх Кирилл, это еще более подчеркивает его историческую личность, может многое забываться, но именно это событие не изменится. На протяжении всего христианства было столько всего, даже вспомнить Деклитиана, вот вы, как историк, Деклитиан пришел в 284 году 29 августа. И сколько гонений на христиан, которым не было равных в истории христианства в 303 году. И ведь то, что ты христианин это была сразу смерть или ты отказывался от христианства. Ведь раньше, предположим, ценности тоже менялись за все это время и человек не крестился с самого рождения, а крестился уже в зрелом возрасте, то есть, осознавая и приходя к христианству. Путь христианства вообще очень долгий. Уникальность церквей, состоит именно в том, что они прошли через века создав и в беря в себя такой опыт, то как историк вы это понимаете, и понимаете, что сохранив организацию, как сущность, это уже крайне не просто и потом, что делали люди на протяжении всех веков, они что занимались ерундой, нет, конечно, совершенствовали столько моментов, которые сейчас при современном, светском строе нам очень помогают. Мне кажется, что больше и больше людей приезжает на Кипр с паломничеством, больше людей ходит в храм, а самое главное, если мы раньше привыкли видеть старых людей в храмах, то сейчас больше молодых, а самое главное образованных, то есть, они приходят не от какого-то отчаяния, а от понимания, образования своего. Они понимают не только ручка, карандаш, что он написал и прочитал, нет, конечно, есть вещи более тонкие, которые очень трудно могут восприниматься и иногда воспринимаются с годами.
Эраст Галумов:
Спасибо, Леонид Алексеевич. Вы затронули вообще очень интересную тему. Во всяком случае, это была наша первая передача, посвященная миротворческой роли русской православной церкви. Я думаю, мы продолжим эту тему, она очень интересная, то, что вы делаете в рамках своего общества, это такая публичная народная дипломатия, вы представляете нашу страну, нашу религию за рубежом и делаете действительно благое дело. Хочу вас поблагодарить, что вы нашли время, пришли к нам.
А с вами, дорогие зрители, хочу попрощаться. У нас был Леонид Алексеевич Буланов, очень интересный человек, президент Императорского Православного Палестинского Общества кипрского отделения.
Фоторепортаж с эфира Международной Панорамы смотрите в разделе сайтаФОТОГАЛЕРЕЯ
информацию о выпуске Международной панорамы с Леонидом Булановым см. на сайте ЕАЕН