Сообщаем читателям нашего сайта что газета «Вестник Кипра» опубликовало наше интервью с Митрополитом Констанции и Фамагусты Василием (Караяннисом).
Соединение святого святых
27 сентября 2014 года прошло побратимство городов Иваново и Айя-Напы. Иваново это крупный российский город, Айя-Напа не уступает по значимости. Владыко, как вы расцениваете побратимство двух христианских городов? Когда я подобный вопрос задал митрополиту Владимирскому и Суздальскому Евлогию, он ответил: «Это соединение Святого Святых». Вот так он охарактеризовал побратимство православных городов.
Митрополит Василий: Когда ИППО вернуло название Императорского Общества? В каком году?
Буланов Л.А.: Оно с этим названием было всегда, после революции затихло, а с 1991 года стало возрождаться и с 2007 стало наиболее активным по пришествию Сергея Вадимовича Степашина.
Митрополит Василий: Вы знаете, я тоже хотел бы применить ту же фразу, которую сказал митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий, то, что это «Единство Святая Святых», мне оно очень понравилось.
Для меня отношения России и Кипра, если говорить в общем, относительно русского мира и Кипра, намного древнее, чем основание ИППО. Первое что, приходит мне на ум, это первая волна паломников из России в Святую Землю. Конечно, вы знаете, что одним из пунктов остановки был наш остров, который так же являлся местом паломничества русского народа. Поэтому мне и понравилось выражение митрополита Евлогия. Для нас Григорович-Барский, хотя он и родился в Киеве, — это представитель русского мира, тот, кто оставил документальные свидетельства об острове. Это источник положения дел его времени. Он не только написал, но и сделал некоторые зарисовки церковных памятников, которые не существуют на сегодняшний день. Это единственный источник, из которого мы можем черпать историю Кипра данного периода.
В то время, когда вы рассказывали историю общества и его деятельность в Палестине и вообще на Ближнем Востоке, я хочу сказать, что один раз в два года мы проводим научную конференцию по «Агиологии» о жизни святых на Кипре.
Следующая конференция пройдет в феврале 2016 года. Она охватит период, который описывал Василий Григорович-Барский. Первая конференция была посвящена периоду от Апостола Варнавы (апостольское время) до Неофита Затворника. Грядущая конференция будет посвящена части периода Неофита Затворника, а дальше будет период, который включает в себя владычество франко-венецианской империи, а также Османской империи.
И сейчас у меня возникло предложение — найти профессора, специализирующегося на истории жизни святых. «Есть ли феномен почитания кипрских святых» — особого почитания святых в России, связанных как раз с этим периодом. Мы говорим о святом Лазаре четверодневном, его очень любят в России. Но святых много, а также Русская Церковь часто почитает тех святых, которые жили не только на её территории. Как мы уже говорили, Лазарь четверодневный, Спиридон Тримифунтский и Святитель Тихон Амафунтский — они особо почитаются Русской Православной Церковью. И моё предложение состоит в том, чтобы от Русской Православной Церкви приехал представитель и рассказал, как и почему в этой далёкой, но близкой нашему сердцу стране почитали наших святых.
Я хочу вернуться к городу Айя-Напе, Василий Григорович-Барский был здесь и описал его. Город получает своё бытие, имеет свою ипостась. В пещере, в которой была найдена икона Святой Напы (это Византийский период 9-10 век), вероятно, жил аскет-подвижник, от которого и пошло почитание этой иконы.
С пришествием крестоносцев почитание иконы распространяется не только в православном мире, но и в инославном. Рядом с храмом была построена часовня, и откуда начинается существование известного монастыря. Как вы понимаете, сегодня возродить монастырь невозможно, потому что туристический район влияет на жизнь монахов, и сегодня не представляется возможным воссоздать обитель в качестве монастыря, а не приходского храма. Так же планируется создать в этом комплексе музей, там будут древние амфоры, которые были найдены в районе монастыря, а так же выставки, потому что сохранилось очень много икон как самой Божьей Матери, так и Святых угодников.
Если вы знаете, монастырь Агиа-Напа имел такое же значение, как и Кикский монастырь. По количеству паломников, подворий и земель, которыми владел монастырь, он был таким же богатым, и люди приходили ежегодно на его праздник, но это уже в прошлом. На Востоке Кипра была Агиа-Напа, а на Западе был Кикский монастырь.
В 1569 году немецкий паломник, который прибыл на остров за год до падения Османской империи, как говорит хроника, посетил и наш монастырь. Его свидетельство дает очень важную информацию об авторстве иконы, которая по зафиксированному им преданию относится к Апостолу и Евангелисту Луке, так же как и Киккская икона.
Вы знаете, когда я спросил вас, когда возродилась ваша организация, мне было интересно, потому что наша епархия достаточно древняя. Она, конечно же, намного старше вашего общества, но возродилась в 2007 году. Когда вы сказали, что в этом же году был назначен председателем общества С.В. Степашин, мне интересно было сравнить эти цифры и даты.
Посмотрите на епископа Епифания, который был первым епископом этого города. Апостол Варнава был похоронен рядом (показывает иконы). Видите, наверху находятся эти иконы. По причине того что, святой Епифаний был первым епископом города Айя-Напа, мы основали академию в честь святого Епифания, которая занимается культурными связями и воссоединением христиан. Первая конференция была посвящена самому основателю святому Епифанию. А после этого мы решили развивать конференции, которые посвящены кипрским святым и тем, кто жил на Кипре.
Кроме того, как вы слышали, есть музей, который развивается, есть еще одна часть нашей работы, которая заключается в том, что мы хотим развивать магистерскую программу для исследователей Ближнего Востока. Следовательно, основная наша цель — возродить паломничество, которое длилось многие века, и вернуть статус культурного и духовного центра острова.
Буланов Л.А.: Владыка, простите, но кипрское отделение ИППО также хочет возродить дореволюционное паломничество. Вначале паломники ехали на Кипр — в Махерас, Ставровуни, церковь Святого Лазаря, монастыри Агия-Напа и Кикский, а потом осуществляли паломничество в Яфу на Святую Землю. Пока нам это не очень удаётся. Мы даже работали в архивах в Архиепископии, нашли достаточно много материала публиковали его в российской прессе, в интернете на русском и английском языках, наши усилия достигли определенного уровня. Я думаю, что постепенно мы все-таки продвигаемся.
Митрополит Василий: Я рад, что вы рассказываете историю Кипра. Как видите (подходят к иконам), здесь описана история и деяния апостола Варнавы, 13 глава. В Антиохии апостол Варнава получает хиротонию вместе с апостолом Павлом и получает миссию для того, чтобы пойти на Кипр проповедовать. Внизу вы видите прибытие в порт Саламины апостолов Павла и Варнавы, чуть выше — это обращение проконсула Сергия, который жил в Пафосе, в христианство. Чуть ниже вы видите мученическую кончину Апостола Варнавы вне стен древнего города Саламины — его побили камнями. Здесь, на этом витраже — история возвышения Кипрской церкви до автокефального статуса. Архиепископ Анфимий в видении встретил апостола Варнаву, который показал своё захоронение. На груди апостола было Евангелие от Матфея, вы видите список Евангелия на груди, в дальнейшем этот список Евангелия от Матфея был показан императору Зинону, который в знак признания апостольского происхождения Кипрской церкви вручил красную мантию архиепископу, что было признаком императоркого достоинства (такая же мантия была и у императора), которой и отличается Архиепископ от других епископов. Также обратите внимание на жезл, на конце которого существует держава, так называемый земной шар, что показывает власть архиепископа над прочим народом и церковью. Этот жезл вы можете увидеть в руках архиепископа Анфимия.
В 431 году состоялся III Вселенский собор, где была подтверждена автокефалия. Потом император Зинон подтвердил решение третьего Вселенского собора.
Уникальность этого витража заключается в том, что все сегодняшние епархии, а их 14, представляются одним из святых. Апостол Варнава представляет архиепископию, дальше, согласно диптиху, после архиепископии идет Пафосская епархия, после этого Китийская епархия, затем Киринейская епархия и Тримифунская епархия (показывает иконы). Святой Ираклидис держит свою епархию. Святой Иоанн Милостивый был киприотом по происхождению и скончался на Кипре. Он — Патриарх Александрийский. Это история нашей церкви.
Буланов Л. А.: Очень важно, когда это говорит владыка. Христиане крайне чутко прислушиваются ко всем словам, которые скажут митрополит и епископ. Это мнение, на которое они ориентируются.
Митрополит Василий: Весь акафист изображен на окнах витража, который напротив вас: 24 витража, отображающие все 24 песни. Есть одна деталь: акафист был составлен в алфавитном порядке. Первое — «Ангел предстатель послан на небеси благодатные». Второе — «Видеша пастыри»- альфа, вита, гамма, дельта и до омега – О всепетая Мати!
Это крест был заимствован из храма святого Аполлинария в Равенне вместе с орудиями страсти. Это образы, которые представляют символы епархии плюс крест. Это «Мони тис Хорас» в Константинополе — очень известный храм, в абсиде которого было изображено Воскресение Христово. Этот же символ мы взяли для нашей епархии. Он изображен на полу в двух местах, это так называемая Вифлеемская звезда. Крест восьмиконечный, являющий Вифлеемскую звезду, во первых, представляет крест, во вторых, букву «Хи» греческого алфавита, которая означает Христос. Кроме того восемь концов звезды представляют вечность, эсхатологию будущего, восьмой день творения, которого мы все ожидаем. В противоположность кресту, который напротив вас, буква «Хи» и крест являют собой Вифлиемскую звезду. Крест и буква «Хи» — аббревиатура нашей религии, это приготовление трона, это второе пришествие, это орудие страдания Христа. Сам трон уподобляет второе пришествие Христа.
На Пелопоннесе было княжество с центром в городе Мистра. Какое-то время оно было независимым. В одном из храмов была известная фреска. Я сделал фотографию для проекта витража. Приготовление престола — это пришествие Христа «эсхатологию». Будущее, с одной стороны, изображение прошлого и настоящее в орудиях страдания Христа. (показывает иконы): Сотворение Мира, Вселенная, звезды, человек. А здесь чудеса, которые совершил Христос.
Буланов Л.А.: У Архиепископа Кипра есть еще одна награда, которую дал император Зинон — это право расписываться красными чернилами.
Митрополит Василий: Да, вы правильно подметили. Это 470 год, а автокефалия была за один век до этого.
Буланов Л.А.: Многие думают, что это достоинство Папы Римского. Иосиф Сталин подписывался красным чернильным карандашом. Но никто не превзошел Архиепископа Кипра.
Митрополит Василий: Символ нашей епархии — восьмиконечный крест вместе со святым Епифанием. После избрания и вступления в должность митрополита был сделан вот такой знак (передает знак епархии). Это символ нашей епархии и, конечно, икона Агия-Напа.
Буланов Л.А: Спасибо большое, Ваше высокопреосвященство.
Митрополит Василий: То дело, которое вы совершаете, нужно для всех.
Буланов Л.А.: Я благодарен, что сам Владыка Агия-Напы дарит мне икону. И все-таки я задам последний вопрос. Мне очень интересна именно ваша оценка происходящих событий и связи христиан России и Кипра.
Митрополит Василий: Это история, паломничество, конечно же, общая религиозная связь, но, кроме этого, я не скрываю, что кипрский народ питает особые чувства к русскому народу. Так же как и русский народ любит киприотов, я это вижу и чувствую. И это, конечно же, политическая часть, никто не скрывает, что и сегодня мы за многое благодарны за ту позицию, какую занимает Россия. Но и во время коммунистического режима, который был в Советском Союзе, многие поколения политиков благодарны вашему государству за ту позицию, которую оно занимает. Никто не скрывает, что решение 2013 года по поводу стрижки депозитов принесло проблемы не только острову, но и русским вкладчикам, которые жили здесь, но не смотря на это, мы видим: народ помогает нам, помогает в тот момент когда экономически нам достаточно сложно. Большая часть киприотов вам скажет, что большие надежды и ожидания возлагаются больше на своего северного брата, чем на каких-то союзников, которые находятся в другой части мира.
Также одна из моих забот — это помощь русскоязычной пастве, которая здесь существует. Вы знаете, что Айя-Напа и Проторас летом становятся центром, куда стекаются множество путешественников. Поэтому я рукоположил отца Алексея из Белоруссии для того, чтобы он совершал службы и таинства на их родном языке.
В наших планах — построить храм в русском стиле. Я разговаривал с президентом Анастасиадисом о том, чтобы нам выделили участок земли для постройки храма. Президент сказал, что возьмет этот вопрос под контроль, но мы со своей стороны предложим несколько вариантов, и тот участок, который устроит государство, будет выделен под постройку храма. Вероятно вы знаете, что мы установили закладной камень в Санкт-Петербурге для того, чтобы построить греческий храм. Вы видите, это не просто, Санкт-Петербург также в этом участвует. Как вы знаете, в Москве служит митрополит Киринский Афанасий, киприот по происхождению. Мы стараемся внести свою лепту в духовное и культурное соединение двух народов.
Конечно, выражаю мою глубокую признательность за то, что вы делаете для христиан всего Ближнего Востока. Важно само их присутствие в этом регионе: будь то православные, католики, марониты или армяне, это особая часть территории, и для нас важно оказывать им поддержку вне зависимости их конфессиональной принадлежности.
Перелистывая вашу книгу «Побратимство Вифлиема и Владимира», я видел фотографию с Патриархом Иерусалимским Феофилом. Я считаю, что эти связи нужны для нас, православных, где бы мы не жили. Лично у меня установились связи со многими иерархами Русской Православной Церкви, очень часто по долгу службы я встречаюсь с митрополитом Волоколамским Иларионом. Как вы знаете, Патриарх Кирилл был в этом здании и посещал нашу епархию. Очень рад, что вы пришли к нам и благодарю вас за визит.
Буланов Л. А.: Вы знаете, в городе Иваново, в кафедральном соборе висит икона Иоанна Богослова справа от алтаря, и город назван в честь Иоанна Богослова. Известно, что Иоанн Богослов после смерти Христа жил в доме Его матери Марии. Возможно, побратимство двух городов — это продолжение истории, соединение русского города Иваново с Айя-Напой и Богородицей Напой.
Митрополит Василий: Конечно же, да.
Буланов Л. А.: Наверное, мы на этом закончим, чтобы не отвлекать Владыку. Спасибо большое, мне было с вами очень приятно поговорить, а, самое главное, этот текст войдет в книгу, которая будет посвящена побратимству Айя-Напы и Иваново. Это интервью будет и в журналах, и газетах, и на страницах интернета с вашего разрешения.
На фото: Председатель кипрскского отделения ИППО Буланов Л. А., митрополит Василий и отец Сергий.