Новый год далеко не всегда был самым любимым российским праздником. Более того, поначалу его пришествие вообще не особо отмечали, зато потом веселиться в новогоднюю ночь стало просто обязательно. Но обо всем по порядку.
Согласно славянским традициям, новый год наступал с приходом весны, то есть в марте. И это вполне естественно для народа, который живет сельским хозяйством: снег сходит, природа пробуждается, можно начинать пахать и сеять. Отпраздновать начало работ, испросив у богов благословения ― что может быть лучше?
Но с принятием христианства этой народной традиции пришлось немного потесниться, так как согласно церковному календарю новый год начинался 1 сентября, потому что именно в эту дату в Римской империи, а затем и в Византии начинался так называемый индикт ― период сперва в пять (в Риме), а затем в 15 лет (в Византии). В начале этого периода римские императоры пересматривали налог на зерно, то есть с началом каждого индикта в империи фактически проходила небольшая налоговая реформа. При таком летоисчислении год имел номер внутри пятнадцатилетнего цикла (например, второй год индикта), а сам индикт никак не нумеровался. Параллельно с этой традицией в странах западной Европы возник обычай считать начало нового года с 1 января, то есть на восьмой день от Рождества.
Два обычая ― отмечать начало нового года в марте и сентябре ― долгое время сосуществовали. Те, кто был связан с сельским хозяйством, отмечали мартовский новый год, Более того, в деревнях весенний праздник слился с масленицей и неделей перед началом церковного Великого поста. А те, кто жил в городах и не зависел от сельского цикла напрямую, отсчитывали начало нового года в сентябре. К слову, летоисчисление вели от сотворения мира.
Ситуация кардинально изменилась при Петре I.
Петровская новогодняя реформа
В Европе царь Петр узнал, что католики, протестанты и православные греки и валахи уже давно ведут летоисчисление от Рождества Христова, а начало нового года отмечают в ночь с 31 декабря на 1 января.
Петр решил привести празднование в соответствие с европейскими традициями, посему со свойственной ему решимостью издал указ, который был зачитан на всех площадях страны. В нем сообщалось, что Россия переходит на летоисчисление от Рождества Христова и 1 января наступает новый, 1700, год. «А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря (января ― прим. ВК) к первому числу сего года, а стоять тому украшению генваря по седьмой день того ж 1700 года».
Тот же указ предписывал в честь наступления «нового года и нового столетнего века» учинить сие: «когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет», то всем знатным людям нужно было на своих дворах устроить стрельбу «из небольших пушечек и из нескольких мушкетов или иного мелкого ружья», а также «выпустить несколько ракетов». Новогодние празднования должны были продолжаться неделю: с 1 по 7 января. Указ предписывал «по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы». Так в Россию пришли новогодняя иллюминация и салюты. Вместе с ними Петр привез из Германии елку как непременный атрибут рождественско-новогодних праздников. К слову, рождественская елка появилась в России раньше, чем в Англии, куда этот обычай завезли только в XIX веке.
Как детям вернули «ёлку»
Традиции зимних праздников прочно закрепились в России и существовали вплоть до революции, но в 1917 году большевики объявили и Новый год, и Рождество, и связанные с ними традиции пережитками прошлого.
Всё изменилось 28 декабря 1935 года, когда газета «Правда» опубликовала письмо секретаря компартии Украины Павла Постышева: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники всегда устраивали на Новый год своим детям «ёлку». Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Следует этому неправильному осуждению «ёлки», которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные «ёлки» для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская ёлка! ». А через три дня в Харькове впервые после революции вновь прошло новогоднее представление.
По очевидным причинам власти сконцентрировались на праздновании Нового года, а не на Рождестве. Впрочем, получилось это довольно естественно не только благодаря популяризации атеизма, но и потому, что Рождество в Русской Православной Церкви стали отмечать 7 января, а не 25 декабря. Это произошло тогда, когда новая советская власть перешла на григорианский календарь (до этого Россия жила по юлианскому календарю). Церковь, однако, не перешла на новый стиль, и с тех пор Рождество оказалось на календаре не до Нового года, а после него. Зато появился дополнительный праздник, уникальный для России ― Старый новый год.
Информацию предоставил информационный партнер Кипрского отделения ИППО газета «Вестник Кипра» https://www.vkcyprus.com/articles/15572-novyj-god-v-rossii-nemnogo-istorii