Так называли евангелиста Иоанна Богослова, который учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу и угодить Ему. Он был единственным из апостолов, прожившим на земле более ста лет и умершим своей смертью. В трех своих Посланиях апостол Иоанн проповедовал любовь к Богу и ближним, сам на протяжении своей длинной жизни являясь для окружающих примером воплощенной любви.
Иоанн был сыном галилейского рыбака Заведея и Саломии – одной из мироносиц. Будучи учеником Иоанна Крестителя, он присутствовал при его словах об Иисусе: «Вот агнец божий», – и после них пошел за Христом. Из всех апостолов об одном лишь Иоанне Богослове говорится, что он стоял на Голгофе у креста. Умирая, Христос завещал Иоанну сыновние обязанности по отношению к Деве Марии (позднейшие толкователи поясняли, что в его лице Мариею были усыновлены все христиане).
За исповедание своей пламенной веры в Иисуса Христа апостол был приговорен к смерти. Однако, выпив предложенную ему чашу со смертельным ядом, остался жив. Невредимым он вышел и из котла с кипящим маслом. После этого апостол был сослан в заточение на остров Потамос, где у него были видения о конечных судьбах мира (Апокалипсисе).
Иоанн прожил почти 120 лет. Его прощание с людьми и смерть также были наполнены таинством: он вышел из дома с семью ближайшими учениками, лег живым в могилу и обратился к ученикам: «Привлеките матерь мою землю, покройте меня!». Поцеловав его, ученики покрыли его землей до колен, поцеловав еще раз, засыпали до шеи, затем положили на лицо плат и, поцеловав в последний раз, засыпали до конца. Когда узнавшие об этом христиане из Эфеса пришли и раскопали могилу, они нашли ее пустой.
Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершается 9 октября по новому и 26 сентября по старому стилю.
Иоанн Богослов был любимым учеником Иисуса Христа и, наряду с Петром, занимал центральное место среди 12 апостолов. С именем Иоанна Богослова в теологии, литературе и иконографии связаны таинственные, мистические мотивы. Он представляет собой эзотерическую сторону христианства – мистический опыт, открытый избранным.
Он стал автором четвертого Евангелия (Евангелие от Иоанна), трех посланий и Апокапсиса («Откровение Иоанна Богослова»).
Евангелие от Иоанна – четвертая книга Нового Завета – отличается по содержанию от остальных трех тем, что в него вошли рассказы о первых деяниях Христовых, совершенных в самом начале Его проповеди.
Ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ λόγος καὶ ὁ λόγος ἦν πρòς τòν Θεόν. Καὶ Θεòς ἦν ὁ λόγος – первая строка Евангелия от Иоанна, что в русском современном переводе звучит так: «В начале было Слово, и слово было у Бога, и Слово было Бог».
Вот уже много столетий продолжаются споры вокруг трактовки этой строки! Первый ее перевод на славянский язык осуществили Святые Равноапостольные Константин-Кирилл Философ и его брат Мефодий. Именно они понятием Слово переводили греческое понятие Логос. Далее под Логосом подразумевали и закон всемирного развития, и некую Высшую Силу, управляющую миром. Позднее, в трудах ранних христианских мыслителей, сам Логос отождествлялся с Сыном Божиим Иисусом Христом, «ибо Логосом-Словом спасал Господь грешный мир». Понятие «Логос», обычно переводимое как «слово», может означать и мыслительный процесс. По одной из версий слово «Логос» стоило бы переводить как «интеллект», или «разум».
Откровение Иоанна Богослова – название последней книги Нового Завета — часто упоминается как Апокалипсис (от греческого аποκάλυψις – раскрытие, откровение). Хотя христианская традиция приписывает авторство книги апостолу Иоанну Богослову, мнение это издавна подвергается сомнению, поскольку стиль изложения Апокалипсиса значительно отличается от Евангелия от Иоанна. При этом следует иметь в виду, что среди апостолов было несколько Иоаннов, которые позже были объединены в одну фигуру.
В Апокалипсисе излагается полученное Иоанном от Бога откровение. Во время видений Иоанну открылось предстоящее рождение антихриста на Земле, второе пришествие Иисуса Христа, конец света, Страшный суд. В этой книге описываются события, которые произойдут перед Вторым пришествием Иисуса Христа и будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и чудесами: огонь с неба, воскрешение мертвых, явление ангелов. Именно поэтому слово «апокалипсис» часто употребляют как синоним конца света или катастрофы планетарного масштаба. Книга описывает и само второе пришествие Иисуса Христа, а также события после него.
В книге присутствуют образы, ставшие темой для многочисленных богословских толкований: апокалиптические всадники, вавилонская блудница, облеченная в солнце Жена… В Апокалипсисе упомянуто Число зверя – 666, в ходе истории многократно предлагались различные расшифровки его значения.
Книга Откровения заканчивается пророчеством о том, что победа Бога над грехом увенчает тяжелую борьбу. Заканчивается книга словами «Гряди, Господи Иисусе», навсегда ставшими для учеников Христа выражением горячего желания приблизить эту грядущую победу.
Библия завершается именно Апокалипсисом – самой таинственной, самой грозной из книг Нового Завета, книгой, мотивы которой присутствуют во многих произведениях мирового искусства. В любом древнем соборе вы увидите образы, иллюстрирующие Апокалипсис. Русские раскольники-старообрядцы всегда жили духом, словом и идеями Апокалипсиса. В реквиеме любого композитора, будь то Моцарт или Дворжак, есть музыкальная глава, которая называется Dies Irae, «День гнева», «День суда», – эта музыка тоже вдохновлялась образами Апокалипсиса.
«Эта книга о кризисе человеческого рода, о кризисе культуры и поэтому она всегда звучит злободневно. Эта книга не просто набор мрачных антиутопий или жутких картин, способных посеять лишь отчаяние и панику. Апокалипсис насыщен надеждой. Несомненно, это величайшая книга надежды, ибо, чем чернее историческая перспектива, которую дает там пророк, тем удивительнее звучат победные трубы, трубы светлого мира, который приходит на смену тьме». Александр Мень.
Каноны иконографии
В византийской традиции Иоанн изображается как погруженный в мистическое созерцание старец с широкой седой бородой и огромным лбом. В руках его Евангелие со словами: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово». Символом Иоанна Богослова является орел.
Кафедральный собор в Никосии
Кафедральный собор Иоанна Богослова был возведен в его честь в XVII веке. В те времена оcтровом правили турки, которые ввели многочисленные ограничения при строительстве православных храмов: запрещалось устанавливать кресты на святых обителях и звонить в колокола, а высота храмов не должна была превышать высоты соседних построек. Вероятно поэтому церковные здания строили углубленными в землю, и чтобы попасть в них, нужно было спуситься по ступенькам вниз. Внутренние стены и свод собора и сегодня покрывают многочисленные фрески.
Собор Иоанан Богослова находится в старой части Никосии рядом с резиденцией Архиепископа.
Информацию предоставил информационный партнер Кипрского отделения ИППО газета «Вестник Кипра»https://www.vkcyprus.com/articles/6535-apostol-lyubvi