27 февраля начинается Великий Пост. Традиционно его началу предшествуют четыре подготовительных воскресенья, главной темой каждого из которых становится та или иная притча Иисуса (о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о страшном суде, о посте). Каждая из этих притч несет в себе очень важный смысл. Но сегодня хотелось бы подробно остановиться на одной из них – о блудном сыне.
Этот рассказ содержится только в евангелии от Луки. И самое интересное в этом повествовании – не столько основной сюжет (он всем прекрасно известен), сколько его детали (сразу оговорюсь, что цитаты из Евангелия, ради более живого их восприятия, будут даны в современном переводе Российского библейского общества).
Итак, у некоего состоятельного человека было два сына. В один прекрасный день младший обращается к отцу с просьбой выделить ему причитающуюся часть наследства. Странно, не правда ли? Обычно дети получают наследство после смерти отца. И своей необычной просьбой младший как будто бы говорит отцу: «Лучше бы тебя не было». Такое действие и сегодня-то вызывает очень бурную реакцию родных и друзей, а в то время это означало позор и кривотолки всего окружения. Но отец, не сомневаясь, идет на это. Младший забирает деньги и уезжает в далекую страну, где благополучно все тратит на развлечения. Оставшись без средств, нерадивый сын рад был любым способом заработать себе на пропитание, ради этого он даже нанимается свинопасом (напомним, что для еврея свинья – нечистое животное), живет и ест вместе с домашней скотиной. Но в один прекрасный день приходит в себя. Зачем ему такая жизнь, если у его отца даже слуги живут лучше? И вот он решает: «Пойду, вернусь к отцу и скажу ему: “Отец, я виноват перед небом и перед тобою. Я больше недостоин зваться твоим сыном, считай, что я один из твоих работников”». Так младший сын и поступает.
И что же мы читаем дальше? «Он был еще далеко, когда отец увидел его, и ему стало жалко сына. Он побежал, бросился к сыну на шею и поцеловал его». В этом кратком описании все замечательно. Отец увидел сына, когда тот еще даже не подошел к родному дому, а значит, отец сидел и ждал, всматриваясь вдаль, не покажется ли на горизонте его пропавшее дитя. И это после того позора, который младший доставил ему. И ждал он его не для того, чтобы выразить свое неудовольствие или, гордо посмеявшись, сказать: «Я так и знал». Он бежит и обнимает нерадивого юношу. Сын начинает бормотать заготовленную речь: «Отец, я виноват перед небом и перед тобою, я больше недостоин зваться твоим сыном…». Но отец даже слушать не хочет, обрывая его на полуслове. Он зовет слуг и дает распоряжение: «Быстрей принесите самую лучшую одежду и оденьте его: перстень на руку и сандалии на ноги. Приведите и зарежьте откормленного теленка. Будем есть и веселиться». Перстень был древним символом власти, а значит, отец таким образом восстанавливает своего сына в правах наследника. И это несмотря на то, что сын уже получил свою часть наследства и вроде бы начал независимую жизнь. Однако отец легко, безо всяких договоров и переговоров, принимает его обратно. Почему? «Ведь это мой сын: он был мертв, а теперь ожил, пропадал и нашелся». Иными словами, просто так, безвозмездно или, говоря языком Священного Писания, «по благодати».
Наступает хеппи-энд, но этим притча не заканчивается. Ведь, вспомним, у отца было два сына. С младшим все понятно, а что старший? Возвращаясь с работы в поле, он слышит музыку и веселье. От одного из слуг ему становится все известно. Как же так, этот его братец, прокутивший половину имения, вернулся, а отец, вместо того, чтобы его отчитать, устроил празднование? От негодования он даже отказывается войти в дом и присоединиться к общей радости. Узнав об этом, отец выходит к нему и уговаривает не обижаться. Но тот отвечает отцу: «Я столько лет работаю на тебя, как раб, и ни в чем тебя не ослушался, а ты ни разу не дал мне даже козленка, чтобы я мог повеселиться с друзьями. А вернулся этот твой сын, который проел все твое имущество со шлюхами, – и ты зарезал для него откормленного теленка!». Отец сказал ему: «Сынок, ты всегда со мной, и все, что есть у меня, твое. Тебе бы надо радоваться и веселиться, что он, твой брат, был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Этим завершается рассказ и, по сути, мы имеем открытый финал – как поступит старший сын, остается неизвестным.
В заключение скажем несколько слов о символике этой притчи. Младший сын – это грешник, отвернувшийся от Бога, но в один прекрасный момент возвращающийся к нему. Отец, что очевидно, это Сам Бог. А старший сын – это все те христиане с «опытом духовной жизни», кто легко, с высоты своего положения, судят о вновь приходящих и ищущих людях и очень часто, в отличие от Бога, отказывают им в милосердии.
Завершить хочется цитатой из проповеди митрополита Сурожского Антония: «Перед каждым из нас стоит вопрос: где мы сами стоим по отношению к этой притче, кто мы в этом рассказе?».
Информацию предоставил «Вестник Кипра» https://vkcyprus.com/articles/3627-blogger-vidyakin
Найти!
-
Новости
- В заседании Всемирного русского народного собора приняли участие действительные члены Императорского Православного Палестинского Общества профессор, академик РАЕН Леонид Буланов и Неля Плешакова 29.11.2023
- Ученики русско-греческой православной школы в ИППО совершили паломничество в храм святого праведного воина Федора Ушакова 18.11.2023
- Вышел фильм на DVD носителе «Интервью Леонида Буланова по книге «Путешествие игумена Даниила по святой земле» Книжному Дому Библио-Глобус» 16.11.2023
- В журнале «Наука и Религия» опубликована статья «Странствования Василия Григоровича-Барского по святым местам» автора современного редакторского текста профессора, академика РАЕН Леонида Буланова 11.11.2023
- Редактор и издатель книги «Странствования Василия Григоровича-Барского по святым местам с 1723 по 1747 год» Леонид Буланов дал интервью Книжному Дому Библио-Глобус 10.11.2023
Архив новостей