Интервью с Митрополитом Константийским и Аммохостским Василием.

Интервью председателя Кипрского отделения Императорского Православного Палестинского общества Буланова Л. А. с Митрополитом Константийским и Аммохостским Василием (Караяннисом).

14 января 2015 года г. Паралимни, Кипр.

 

— Буланов Л. А. Императорское православное палестинское общество существует с 1882 года. Основал его Император, а ныне возглавляет экс премьер министр РФ Сергей Вадимович Степашин, а почетных членов возглавляет Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Цель Императорского православного палестинского общества — это соединение христиан, паломничество, защита христиан которую может осуществить ИППО. На протяжении всей истории существования общества, в особенности с 2007 года, как во главе стал Сергей Вадимович Степашин ИППО занимает более активную позицию в особенности на Ближнем Востоке. В Сирии, Палестине — где Вифлеемское отделение ИППО, Иерусалимское отделение и Кипрское отделение это наиболее активные отделения. Недавно открыты отделения в Ливане и Сирии. И также открыты отделения в Европе — на Мальте, в Латвии, Эстонии, Литве. Как я вас уже проинформировал кипрское отделение ИППО провело уже три побратимства православных городов. И мы расцениваем это ни как соединение муниципалитетов, а как соединение православных городов т.е. христиан, которые в них проживают.

27 сентября 2014 года прошло побратимство города Иваново и Айя-Напа, мы воспринимаем это как соединение православных городов. Иваново это крупный российский город, Агия — Напа не уступает по значимости.
Вопрос: Как вы расцениваете побратимство двух христианских городов? Когда я подобный вопрос задал митрополиту Владимирскому и Суздальскому Евлогию он ответил «Это соединение Святого Святых». Вот так он охарактеризовал побратимство православных городов.

DSC02108

Председатель Кипрского отделения ИППО Буланов Л. А. (слева) и Митрополит Константийский и Аммохостский Василий (справа).

DSC02137
DSC02157

— Митрополит Василий: Когда ИППО вернуло название Императорского Общества? В каком году?

— Буланов Л.А.: Оно с этим названием было всегда, после революции оно затихло. С 1991 года оно стало возрождаться, с 2007 стало наиболее активным по пришествию Сергея Вадимовича Степашина.

— Митрополит Василий: Вы знаете, я тоже хотел бы применить ту же фразу, которую сказал митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий, то, что это «Единство Святая Святых» мне оно очень понравилось.
Для меня отношения России и Кипра, если говорить в общем, относительно русского мира и Кипра, намного древнее, чем основание ИППО.

Первое что, приходит мне на ум, это первая волна паломников из России в Святую Землю, конечно, вы знаете, что одним из пунктов остановки был наш остров, который так же являлся местом паломничества русского народа. Поэтому мне и понравилось выражение митрополита Евлогия. Для нас Григорович-Барский хотя он и родился в Киеве — это представитель русского мира, тот кто оставил документальные свидетельства об острове. Это источник положения дел его времени. Он не только написал, но и сделал некоторые зарисовки церковных памятников, которых не существует на сегодняшний день. Это единственный источник из которого мы можем черпать историю Кипра данного периода.
В то время, когда вы рассказывали историю общества и его деятельность в Палестине и вообще на Ближнем Востоке, я хочу рассказать, что один раз в два года мы проводим научную конференцию по «Агиологии» о жизни святых на Кипре.

Следующая конференция пройдет в феврале 2016 года. Она охватит период, который описывал Василий Григорович-Барский. Первая конференция была посвящена периоду от Апостола Варнавы (апостольское время) до Неофита Затворника. Грядущая конференция будет посвящена части периода Неофита Затворника, а дальше будет период, который включает в себя владычество франко-венецианской империи, а также османской империи.
И моё предложение, которое сейчас возникло найти профессора специализирующегося на истории жизни святых. «Есть ли феномен почитания кипрских святых» особого почитания святых в России, связанных как раз с этим периодом. Мы говорим о святом Лазаре четверодневном его очень любят в России, но святых много, как и Русская Церковь часто почитают тех святых, которые жили не только на её территории. Как мы уже говорили Лазарь четверодневный, Спиридон Тримифунтский и Святитель Тихон Амафунтский они почитаются особо Русской Православной Церковью. И моё предложение состоит в том чтобы, от Русской Православной Церкви приехал представитель и рассказал, как и почему в этой далёкой стране, но близкой нашему сердцу почитали наших святых.
DSC02151
Я хочу вернуться к городу Айя-Напа, Василий Григорович-Барский был здесь и описал его.
Город получает своё бытие, имеет свою ипостась. Пещера, в которой была найдена икона Святой Напы (это Византийский период 9-10 век). Вероятно, был аскет подвижник, который жил в этой пещере и от которого пошло почитание этой иконы.

С пришествием крестоносцев, почитание этой иконы распространяется не только в православном мире, но и в инославном. Рядом с храмом была построена часовня и откуда начинается существование известного монастыря. Как вы понимаете сегодня возродить монастырь невозможно, потому что туристический район влияет на жизнь монахов, и сегодня не представляется возможным воссоздать обитель в качестве монастыря, а не приходского храма. Так же планируется создать музей в этом комплексе там будут древние амфоры, которые были найдены в районе монастыря, а так же выставки икон, потому что сохранилось очень много икон как самой Божьей Матери, так и Святых угодников.

Если вы знаете, монастырь Агиа Напа имел такое же значение, как и Кикский монастырь, по количеству паломников, по количеству подворий и земель, которыми владел монастырь, он был таким же богатым, и люди приходили ежегодно на его праздник, но это уже в прошлом. На Востоке Кипра была Агиа-Напа, а на Западе был Кикский монастырь.

В 1569 году немецкий паломник, который посетил остров за год до падения Османской империи, как говорит хроника, посетил наш монастырь. Его свидетельство дает очень важную информацию об авторстве иконы, которая по зафиксированному им преданию относится к Апостолу и Евангелисту Луке, так же как и Киккская икона.

panayia_ayia napa_A4 ayia napa_a5 ayia napa_A4

Вы знаете, когда я спросил вас, когда возродилась ваша организация мне было интересно, потому что наша епархия достаточно древняя, она конечно же намного древнее вашего общества, но возродилась она в 2007 году, когда вы сказали, что в этом же году был назначен председателем общества С.В. Степашин, мне интересно было сравнить эти цифры и даты.

Если вы посмотрите на епископа Епифания, который был 1 епископом этого города. Апостол Варнава, который был похоронен рядом. ( показывает иконы). Видите наверху находятся эти иконы.

По причине того что, святой Епифаний был первым епископом города Айя-Напа мы основали академию в честь святого Епифания, которая занимается культурными связями и воссоединением христиан.

Первая конференция была посвящена самому основателю святому Епифанию. А после этого мы решили развивать конференции, которые посвящены кипрским святым и тем, кто жил на Кипре.

Кроме того, как вы слышали, есть музей, который развивается, есть еще одна часть нашей работы, которая заключается в том, что мы хотим развивать магистерскую программу для исследователей Ближнего Востока.
Следовательно основная наша цель возродить паломничество, которое длилось многие века, все что мы делаем — вернуть статус, культурного и духовного центра острова.

DSC02149

— Буланов Л.А. Владыка, простите но кипрское отделение ИППО также хочет возродить до революционное паломничество, которое было. В начале паломники ехали на Кипр — Махерас, Ставровуни, Церковь СВятого Лазаря, Монастырь Агия — Напа, Кикский, а потом осуществляли паломничество в Яфу на Святую Землю. Пока нам это не очень удаётся. Мы даже работали в архивах в Архиепископии, нашли достаточно много материала публиковали его в российской прессе, в прессе интернета на русском и английском языках, но пока наши усилия достигли какого-то определенного уровня, я думаю что постепенно мы все таки продвигаемся.

— Митрополит Василий: Я рад, что вы описываете историю Кипра. Как видите (подходят к иконам) здесь описана история из деяния апостола Варнавы 13 глава. В Антиохии апостол Варнава получает хиротонию вместе с апостолом Павлом и получает — миссию для того чтобы, пойти на Кипр проповедовать. В низу вы видите прибытие в порт Саламины, апостолов Павла и Варнавы чуть выше это обращение проконсула Сергия, который жил в Пафосе, обращение его в христианство. Чуть ниже вы видите мученическую кончину, вне стен древнего города Саламины. Апостола Варнаву побили камнями — это была мученическая кончина. Здесь на этом витраже история возвышения Кипрской церкви до автокефального статуса. Архиепископ Анфимий в видении встретил апостола Варнаву, который показал своё захоронение. На груди апостола было Евангелие от Матфея, вы видите список Евангелия на груди, дальше этот список Евангелия от Матфея был показан императору Зинону, который в знак признания апостольского происхождения Кипрской церкви, вручил красную мантию архиепископу, что было признаком императоркого достоинства (такая же мантия была и у императора) которой и отличается Архиепископ от других епископов. Также жезл, на конце жезла существует держава, так называемый земной шар, что показывает власть архиепископа над прочим народом и церковью. Этот жезл вы можете увидеть в руках архиепископа Анфимия.
DSC02137
В 431 году состоялся III Вселенский собор, где была подтверждена автокефалия. Потом император Зинон подтвердил решение третьего Вселенского собора.

Уникальность этого витража заключается в том что, все сегодняшние епархии, а их 14 представляются одним из святых. Апостол Варнава представляет архиепископию, дальше согласно диптиху после архиепископии идет Пафосская епархия после этого Китийская епархия после этого Киринейская епархия, и исходя по диптиху доходит до Тримифунской епархии. (показывает иконы) Святой Ираклидис он держит свою епархию. Святой Иоанн Милостивый был киприотом по происхождению и скончался на Кипре. Он Патриарх Александрийский. Это история нашей церкви.

— Буланов Л. А. : Очень важно когда это говорит владыка. Христиане крайне чутко прислушиваются ко всем словам, которые скажет митрополит, епископ. Это мнение, на которое ориентируются христиане.

— Митрополит Василий: Весь акафист изображен на окнах витража, который напротив вас.
24 витража отображающие все 24 песни, есть одна деталь акафист был составлен в алфавитном порядке. Первая как у нас-» Ангел предстатель послан на небеси благодатные». Второе «видеша пастыри»- Альфа, вита, гамма, дельта, и до омега – О всепетая Мати!.

Витражи (кликните по картинке для просмотра )

vitraj00 (10)

vitraj00 (12) vitraj00 (11) vitraj00 (8)
vitraj00 (7) vitraj00 (6) vitraj00 (5)
vitraj00 (4) vitraj00 (3) vitraj00 (2)
vitraj00 (1) vitraj00 vitraj00 (21)
vitraj00 (20) vitraj00 (19) vitraj00 (18)
vitraj00 (16) vitraj00 (15) vitraj00 (14)

vitraj00 (13)

Это крест он был заимствован из храма святого Аполлинария в Равенне вместе с орудиями страсти. Это образы, которые представляют символы епархии и плюс ещё крест. Это храм, который называется «Мони тис Хорас» в Константинополе. Очень известный храм в абсиде которого было изображено Воскресение Христово. Этот же символ мы взяли для нашей епархии. Он изображен на полу, он изображен в двух местах. Вифлеемская звезда так называемая. Крест восьмиконечный являющий Вифлеемскую звезду во первых представляет крест, во вторых букву «ХИ» греческого алфавита которая означает Христос. Кроме того восемь концов звезды представляют вечность, эсхатологию будущее, восьмой день творения, которого мы все ожидаем. В противоположность кресту, который напротив вас, буква «ХИ» и крест являет собой Вифлиемскую звезду.

Крест и буква «ХИ» аббревиатура нашей религии. Приготовление трона. Это второе пришествие. Это орудие страдания Христа. Сам трон уподобляет второе пришествие Христа. (показывает).

На Пелопоннесе было княжество с центром город Мистра. Какое-то время оно было независимым. В одном из храмов была известная фреска. Я сделал фотографию для проекта витража.

Приготовление престола — это пришествие Христа «эсхатологию». Будущее с одной стороны изображение прошлого и настоящее в орудиях страдания Христа. (показывает иконы).

Сотворение Мира, Вселенная, звезды, человек. А здесь чудеса, которые совершил Христос.

— Буланов Л.А. : У Архиепископа Кипра есть еще одна награда, которую дал император Зинон — это расписываться красными чернилами.

— Митрополит Василий: Да вы правильно подметили. 470 год, а автокефалия была за один век до этого.

— Буланов Л.А.: Многие думают, что это достоинство Папы Римского, Иосиф Сталин подписывался красным чернильным карандашом, но ни кто не превзошел Архиепископа Кипра.

— Митрополит Василий: Символ нашей епархии восьмиконечный крест вместе со святым Епифанием. После избрания и вступления в должность митрополита был сделан вот такой знак /передает знак епархии/. Это символ нашей епархии и конечно икона Агия-Напа.

— Буланов Л.А: Спасибо большое Ваше высокопреосвященство.

— Митрополит Василий: То дело которое вы совершаете, оно нужно для всех.

— Буланов Л.А.: Я благодарен, что сам Владыка Агия-Напы дарит мне икону. И все таки я задам последний вопрос. Мне очень интересна именно ваша оценка происходящего события. И связь христиан России и Кипра.

DSC02119

— Митрополит Василий: Конечно история, конечно паломничество, конечно же общая религиозная связь, но кроме этого я не скрываю что кипрский народ питает особые чувства к русскому народу. Так же как и русский народ любит киприотов, я это вижу и чувствую. И конечно же политическая часть, ни кто не скрывает что и сегодня мы за многое благодарны за ту позицию какую занимает Россия. Но и во время Коммунистического режима, который был в Советском Союзе, многие генерации, политиков благодарны вашему государству за ту позицию которую она занимает. Ни кто не скрывает, что решение 2013 года по поводу стрижки депозитов принесло проблемы не только острову, но и русским вкладчикам, которые жили здесь, но не смотря на это мы видим народ помогает нам, помогает в тот момент когда экономически нам достаточно сложно, если спросить у большей части киприотов вам скажут, что большие надежды и ожидания возлагаются на своего Северного брата, чем на каких-то союзников которые находятся в другой части мира.

Также одна из моих забот это помощь русскоязычной пастве, которая здесь существует. Вы знаете, что Айя-Напа и Проторас летом становятся центром куда стекаются множество путешественников. Поэтому я рукоположил отца Алексея, который из Белоруссии для того чтобы он совершал службы и таинства на их родном языке.

В наших планах построить храм, который был бы в русском стиле, я разговаривал с президентом Анастасиадисом, о том чтобы нам выделили участок земли для того чтобы построить этот храм. Президент сказал, что возьмет этот вопрос под контроль, но мы со своей стороны предложим несколько вариантов, и тот который устроит государство будет выделен под постройку храма. Вероятно вы знаете, что мы заложили закладной камень в Санкт-Петербурге для того чтобы построить греческий храм. Вы видите это не просто, Санкт-Петербург, в этом участвует. Как вы знаете, в Москве служит митрополит Киринский Афанасий, киприот по происхождению. Мы стараемся внести свою лепту духовное и культурное двух народов.

Конечно, моя глубокая признательность за то, что вы делаете для христиан всего Ближнего Востока. Важно само присутствие христиан на Ближнем Востоке вне различия от конфессиональной принадлежности: будь то православные, католики, марониты или армяне, это особая часть того региона и для нас важно оказывать им поддержку вне зависимости их конфессиональной принадлежности.

Перелистывая вашу книгу «Побратимство Вифлиема и Владимира» я видел фотографию с Патриархом Иерусалимским Феофилом и я считаю, что эти связи нужны для нас, православных, где бы мы не жили. Лично у меня связи со многими иерархами Русской Православной Церкви, очень часто по долгу службы я встречаюсь с митрополитом Волоколамским Иларионом, как вы знаете, Патриарх Кирилл был в этом здании и посещал нашу епархию. Очень рад, что вы пришли к нам и благодарю вас за визит.

— Буланов Л. А.: Вы знаете в городе Иваново, в кафедральном соборе висит икона Иоанна Богослова от алтаря с правой стороны, город назван в честь Иоанна Богослова. Известно, что Иоанн Богослов после смерти Христа жил с его матерью Марией, может это продолжение истории, соединение русского города Иваново с Айя-Напой и Богородицей Напой может быть это так.

— Митрополит Василий: Конечно же да.

— Буланов Л. А.: Спасибо! Наверное мы на этом закончим чтобы не отвлекать Владыку. Спасибо большое мне было с вами очень приятно поговорить, а самое главное этот текст, который я пишу, пойдет в книгу, которая опубликуется, посвященная побратимству Айя-Напы и Иваново, это интервью будет и в журналах и газетах и на страницах интернета с вашего разрешения.

DSC02139

Тронный зал Митрополита Константийского и Аммохостского Василия (Караянниса)


Перевод Священника Сергия Козлова.

Запись опубликована в рубрике Статьи в прессе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.