Три малоизвестных кипрских кораблекрушения

Прибрежный города античного Кипра были, несомненно, сильными морскими державами. Этому способствовали обильные леса острова (которые были гораздо больше нынешних), географическое положение, естественные бухты, роза ветров, равно как и сильное желание человека исследовать и путешествовать.

Археологи находят в изобилии предметы иностранного происхождения уже в слоях, датируемых ранним медным веком на Кипре (2300-1850 года до н.э.). Товарообмен и торговля были привычным явлением в ту эпоху, не ослабевая в средний (1850-1500 года до н.э.) и поздний (1500-1050 года до н.э.) медный век. Основными партнерами Кипра были государства Ближнего Востока и Эгейского моря, о чем свидетельствуют находки в древних портах Китиона и Энгоми (один из портов недалеко от Фамагусты, не путать с районом Никосии). Кипрская медь, в свою очередь, была найдена на Сардинии и в Испании, что говорит о существовавших в то время торговых маршрутах. А там, где развивается морская торговля, неизбежно будут происходить и кораблекрушения. Ученые делят все связанные с Кипром кораблекрушения на две большие категории: затонувшие корабли с кипрским грузом, обнаруженные в акватории других стран, и затонувшие корабли, обнаруженные в границах Республики Кипр. Вот некоторые примеры и тех, и других.

Затонувший корабль у острова Кекова

Кекова — небольшой остров у южного берега современной Турции (античной Ликии). К западу от него в 2008 году ученые нашли примерно 90 кипрских амфор с горизонтальными приподнятыми ручками. В таких в то время перевозили оливковое масло. Сосуды были датированы VII веком до н.э. Также судно перевозило груз из Коринфа и с восточных островов Эгейского моря. Корабль, судя по всему, шел из ликийского города Симена (сегодня на территории региона Антальи). Останки самого корабля найти не удалось. Тот факт, что груз происходил из таких далеких друг от друга регионов как Коринф и Кипр, не должен удивлять. Вероятнее всего, амфоры из обоих мест был доставлены в Симену ранее, а затонувший корабль вез их на продажу в другие города южного побережья Малой Азии.

Затонувший корабль у Мааган-Михаэля

Мааган-Михаэль — небольшой населенный пункт в Израиле, знаменитый благодаря своим рыбным фермам. В конце V века до н.э. корабль примерно 14 метров в длину затонул у этого места, всего в 70 метрах от современного Мааган-Михаэля (которого тогда еще не существовало) и в 50 км к югу от Хайфы. Из-за того, что корабль затонул на мелководье, его груз плохо сохранился до наших дней. Ученые обнаружили 70 сосудов, 42 из которых были кипрского происхождения, а остальные были изготовлены в Греции или Палестине. Корабль также перевозил 12,5 тонн строительного камня. Большая доля этого груза была породой габбро, которую добывали в регионе реки Курис. Исследовав остов корабля, ученые пришли к выводу, что он был сделан в юго-восточном регионе Эгейского моря. Судя по всему, он шел оттуда в Палестину с остановкой на Акамасе и в Акротири или в Аматусе, где его загружали кипрскими товарами. Этим объясняется, как на его борт попала кипрская керамика.

Затонувший корабль у берегов Мазотоса

Примерно в середине IV века у южных берегов Кипра, в районе нынешнего селения Мазотос, затонул корабль из Греции. Его нашли в 2006 году на глубине 45 метров. Судно перевозило около 800 амфор с вином с острова Хиос, то есть груз весом 20-25 тонн. Длину корабля исследователи оценивают в 18-20 метров. Очевидно, что он шел с Хиоса, так как вез товар из тех мест. Острова северного Эгейского моря были в те времена монополистами по производству дорогого высококачественного вина, которое они продавали состоятельным жителям по спецзаказу. Конечный пункт корабля установить пока что не удалось. Вероятно, это был Китион, Саламин или Палестина.

Информацию предоставил информационный партнер Кипрского отделения ИППО газета «Вестник Кипр» https://www.vkcyprus.com/society/13196-tri-maloizvestnykh-kiprskikh-korablekrusheniya

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.