Амфитеатры Кипра: Саламин

На Кипре археологам удалось открыть сразу несколько древних амфитеатров. Сегодня расскажем про один из них — театр Саламина.

Немного истории

Территория вокруг современной Фамагусты всегда была благоприятной для жизни, развития и процветания. Центр восточного побережья Кипра — это большая плодородная равнина с естественной гаванью. Роза ветров и морские течения делают этот район идеальным для торговли с Ближним Востоком. Первым поселением в этом районе был Энкоми, первоначально небольшое поселение земледельцев, ставшее крупным торговым городом примерно к 1500 году до н.э. Согласно легенде, город Саламин был основан древнегреческим героем Тевкром, сыном Теламона, царя греческого острова Саламин недалеко от Аттики. Тевкр, как и многие герои Троянской войны, не смог благополучно вернуться домой после разрушения Илиона и обосновался на Кипре.

Считается, что первоначально город был ограничен небольшой территорией вокруг гавани, но постепенно расширялся, особенно с 1100 года до н.э., когда сюда переселились жители Энкоми. Самые ранние археологические находки относятся к XI веку до н.э. Детские захоронения в ханаанских кувшинах указывают на финикийское присутствие в этих краях. Город упоминается в ассирийских надписях. Первые монеты здесь были отчеканены в VI веке по персидским прототипам. К VIII веку до н.э. Саламин стал важным торговым центром. До конца IV века он господствовал на территории гораздо более обширной и плодородной, чем территория любого другого кипрского города-государства. В какой-то момент влияние Саламина достигло даже гор Троодоса. В 450 году до н.э. Саламин стал местом одновременно сухопутной и морской битвы между Афинами и персами (ее не следует путать со сражением при о. Саламине в 480 году до н.э). Самым важным правителем Саламинского царства был Евагор (410-374 гг. до н.э.), который объединил весь остров и отвоевал его независимость от Персидской империи. Но впоследствии Саламин был осажден и завоеван Артаксерксом III, то есть вернулся в состав Персидской империи, которая просуществовала до похода Александра Македонского в Азию (IV век до н.э.). После смерти Александра Кипр отошел Птолемею, а Саламин постепенно начал терять свое влияние. Птолемей вынудил последнего царя Саламина Никокреонта, своего ставленника, покончить с собой в 311 году до н.э., так как тот потерял доверие своего патрона. Предполагается, что Никокреонт похоронен в одном из больших курганов близ Энкоми. В 306 году до н.э. Саламин был местом морского сражения между кораблями Деметрия I Македонского и Птолемея I. Деметрий выиграл битву и захватил Кипр.

В эллинистический и римский периоды город вновь стал важным центром торговли со странами Средиземноморья. Во времена Римской империи Саламин был частью провинции Киликия. Хотя Пафос и был официальной столицей острова, Саламин оставался самым важным торговым городом. Большая часть археологических находок в Саламине относится к этому времени.

В 46 году апостолы Павел и Варнава в ходе своего миссионерского путешествия прошли от Саламина до Пафоса, где проповедовали Евангелие римскому проконсулу Сергию Павлу. Он был обращен в новую веру и таким образом стал первым в мире христианским правителем. Согласно преданию, Варнава позже проповедовал в Саламине, где в конце концов принял мученическую смерть. Миссия Павла и Варнавы имела далеко идущие последствия, позволившие церкви в последующие годы продемонстрировать свое апостольское происхождение и обосновать свои претензии на независимость от Антиохийского патриархата.

После разрушения Иерусалима римлянами в 70 году н.э., многие евреи перебрались на Кипр, особенно в Саламин. В 115 году н.э. здесь вспыхнуло иудейское восстание и беспорядки, что побудило римлян изгнать всех евреев с острова. Землетрясения в 332 и 342 годах нанесли Саламину большой ущерб, но город был восстановлен византийским императором Констанцием, который назвал его в свою честь — Констанцией, и снова сделал столицей острова. Город стал резиденцией как византийского правителя, так и христианского архиепископа. Однако к этому времени гавань начала мельчать, и связь с другими регионами становилась все проблематичнее. В 648 году, после очередного арабского набега, горожане переселились в город Арсиною, которая позже стала именовать Фамагустой, хотя есть свидетельства о присутствии в Саламине жителей даже в 1300 году, то есть спустя 650 лет.
Заброшенный город

В течение многих столетий заброшенный Саламин рассматривался только как источник строительных материалов. В венецианский период многие колонны и скульптуры были вывезены отсюда в Европу. Остальные ценные памятники оказались занесены песком, что спасло их от мародеров. Первые раскопки были проведены здесь в 1887 году, но большая археологическая экспедиция прибыла сюда только в 1952 году. Работы продолжались до 1974 года, когда все международное финансирование и экспертиза было заблокированы властями Республики Кипр. Официальная позиция правительства состоит в том, что любые археологические раскопки на оккупированных территориях незаконны.

Археологические находки

До 1974 года удалось открыть гимназий и театр, которые были тщательно отремонтированы. Вдали от римской застройки был обнаружен храм Зевса Саламинского. Считается, что его строительство восходит ко времени основания города. С византийских времен в Саламине сохранились остатки базилики св. Епифания Кипрского и так называемой базилики Кампанопетры, обе церкви датируются примерно IV веком.

В 1998 году, несмотря на протесты Республики Кипр, оккупационная администрация возобновила раскопки. В 2000 году были открыты римские термы, в 2002 году археологи раскопали дорогу с севера на юг города, которая была названа «дорогой с колоннами». В северном конце этой дороги был холм, и раскопки здесь обнаружили, что под ним находятся перекресток и ворота. От перекрестка одна дорога вела к термам, а другая — к гимназию и театру. Считается, что нижний слой дороги относится к I веку н.э. Второе открытие состояло в том, что ворота оказались завалены, возможно, во время арабских вторжений. В пространстве за закрытой секцией ворот были найдены две искусно украшенные капители коринфских колонн, почти в идеальном состоянии, и два основания.

В 2003 году проведены работы на южной части дороги, в результате которых был обнаружен жилой район античного города. Еще одним важным открытием, сделанным в это время, стала византийская часовня, построенная, как полагают, в конце VI века.

В настоящее время в Саламине ведутся только геодезические работы и уборка территории, но есть надежда, что в ближайшем будущем раскопки возобновятся. Хотя 90% города остается погребенным под землей, это место все равно впечатляет посетителей своим былым великолепием.

Амфитеатр Саламина

Римский театр Саламина нашли в 1959 году. Сразу же было принято решение отреставрировать его, чтобы он снова использовать его для выступлений.

Театр датируются примерно временем правления императора Октавиана Августа, но, по-видимому, около 200 года он подвергся восстановлению или перестройке. Особенность театра Саламина в том, что он построен не на склоне холма, а на ровной площадке. Сцена была частично вырублена в скалистом выступе и опиралась на прочно сложенную каменную кладку, в то время как ее внешняя часть поддерживалась благодаря сложной системе стен и сводов. Зрительские места были построены на ровном месте и обращены к суше, а не к морю. Первоначально театрон состоял из 50 рядов сидений и вмещал более 15000 зрителей. В орхестре, по традиции, был сделан алтарь, посвященный Дионису (фимела). Представления проходили на проскении, фоном для которого служила украшенная статуями скена. Театр использовался примерно до 400 года н.э., но был разрушен землетрясениями и превратился в руины.

Информацию предоставил информационный партнер Кипрского отделения ИППО газета «Вестник Кипра» https://www.vkcyprus.com/articles/12635-amfiteatry-kipra-salamin

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.