Секрет чаши из Амафунты


Чаша из храма Афродиты в Амафунте — произведение древнего кипрского искусства — сегодня находится в Лувре. В Лимассоле мы видим только ее копию. Как этот огромный сосуд оказался во Франции и почему он не может вернуться на остров, которому принадлежит исторически?
Чаша создана в VI в. до н.э., но ее предназначение до сих пор до конца не понятно — скорее всего, она служила для ритуальных омовений или просто для красоты. По своим размерам и методу изготовления она превосходит все известные сохранившиеся произведения того времени. Высота чаши — 1,87 м, диаметр — 3,19 м, вес — 1,4 тонны. У нее четыре ручки в виде голов быка. Чаша монолитна, она была высечена из цельного камня. Остатки второй такой же чаши до сих пор находятся на вершине Амафунтского холма, у развалин древнего святилища.
В марте 1862 года французский архитектор Эдмон Дюмуа посетил Лимассол и затем записал в своем дневнике: «Последний наш день был посвящен Амафунту, там находится единственный храм Афродиты, который мы пока не видели. Мы обнаружили два гигантских каменных сосуда диаметром 3,4 м. Рассчитать их высоту я не смог, потому что они были закопаны в землю и виднелись из нее только на один метр. Если у меня получится достать их, это станет самым большим моим свершением».

В марте 1865 года план Дюмуа наконец-то осуществился. Он получил разрешение на транспортировку чаши от османских властей, которых не очень заботило кипрское архитектурное наследие.
В течение 16 дней сосуд везли до порта, откуда он направился в Париж и с тех пор украшает Лувр. Формально считать это «похищением» нет оснований, так как все необходимые разрешения тогдашних властей были получены. Но с исторической точки зрения произведение древнекипрского искусства принадлежит острову.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.