Терракотовая армия Кипра.

Более 90 лет назад в районе деревни Агиа Ирини обнаржили уникальный археологический объект – кипрскую «терракотовую армию». Две тысячи глиняных фигур разного размера до сих пор волнуют ученых со всего мира — их предназначение, время изготовления и причины появления именно в этом месте до сих пор не изучены.

В 1927 году на Кипр прибывает шведская археологическая миссия, которой покровительствует наследный принц Швеции Густав Адольф. Миссию возглавляют Эйнар Гьерстад, Эрик Сьоквист и Альфред Вестхольм. Спустя два года, независимо от работы шведских археологов, приходской священник из деревни Агиа Ирини, во время пахоты на своем поле, внезапно находит голову глиняной статуи, которую он передает Археологическому музею в Никосии. Шведские ученые датируют находку VI в до н.э. и начинают раскопки. Вскоре они делают потрясающее открытие – древнее языческое святилище, на котором обнаружено две тысячи глиняных фигур большого и маленького размера. Все они изображали мужчин в полный рост, одетых в военное снаряжение, или быков, запряженных в колесницы, и были поставлены полукругом вокруг алтаря. Из двух тысяч фигурок, которые датируются временем между 1200 и 500 гг. до н.э., три четверти были увезены в Швецию, остальные и сегодня можно увидеть в Кипрском музее в Никосии.

Новый подход к изучению глиняных человечков предпринял кипрский ученый Феодорос Маврояннис, преподаватель отделения истории и археологии Университета Кипра.

Кроме знаменитой китайской «терракотовой армии» в мире нет аналогов подобных находок. Однако, глиняная армия, найденная в районе Морфу слишком похожа на китайскую достопримечательность. Нельзя с полной уверенностью сказать, святилище какого именно божества было обнаружено в Агиа Ирини. Высказывалось предположение, что это алтарь ближневосточного бога Баала, культ которого был распространен в Финикии и близлежащих странах. Однако кипрский исследователь делает другие выводы. По его мнению, воины, поставленные вокруг каменной сферы, изображают игру в мяч. Этот обычай, популярный в древней Спарте еще со времен Ликурга, был посвящен Диоскурам. Как известно из сочинений античных авторов (например, Павсания), спартанцы прибыли на Кипр и основали здесь полис Лапитос. К VII веку до н.э. они уже усвоили многие кипрские обычаи и смешались с ассирийским населением, отсюда и ассирийские военные одеяния на воинах Агиа Ирини. Не исключено, что в религиозной жизни почитание ближневосточного Баала смешалось с почитанием Зевса, создав уникальный культ.

Информацию предоставил информационный партнер кипрского отделения ИППО газета «Вестник Кипра»

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.