Марфо-Мариинская обитель.

15 сентября председатель кипрского отделения ИППО, профессор Буланов Л.А. и секретарь кипрского отделения ИППО Плешакова Н.А. совершили паломничество в Марфо-Мариинскую обитель. Поклонились мощам преподобномученице Елизавете, основательнице обители и председателю Императорского Православного Палестинского ОБщества (с 1905 г. по 1917 г.)
Немного из истории основания обители.
Елизавета Федоровна, вскоре после трагической гибели мужа Сергия Александровича, продав фамильные драгоценности приобрела землю под обитель с четырьмя двухэтажными домами и огромным садом в Замоскворечье у купца и библиофила К.А. Соловьева на Большой Ордынке, 34. В обители на Ордынке были постепенно устроены две церкви (сначала домовая, а затем и Покровская), часовня, бесплатные больница, аптека, амбулатория, столовая, воскресная школа, приют для девочек-сирот и библиотека. На наружной стене обители висел ящик, куда бросали записки с просьбами о помощи, и этих просьб поступало до 12 тысяч в год. Настоятельница собиралась открыть отделения обители по всем губерниям России, устроить загородный скит для ушедших на покой сестер, а в самой Москве организовать во всех частях детские приюты, богадельню и построить дом с дешевыми квартирами для рабочих.
Она целиком и полностью посвятила себя социальному служению и самоотверженно создавала и пестовала эту женскую обитель сестер милосердия.
22 мая 1908 г. на Большой Ордынке состоялась закладка соборного храма во имя Покрова, который строился до 1912 г. архитектором А. Щусевым в стиле модерн с элементами древнего новгородско-псковского зодчества XII-XIV вв. Массивный объем храма с узкими щелевидными окнами увенчан крупной шлемовидной главой. Гладкие белые стены украшены кирпичным декором и каменной резьбой (скульптор С.Т. Коненков). Восточная часть здания, обращенная к улице, наиболее выразительна.
Расписывать храм Елисавета Феодоровна пригласила выдающихся художников: Михаила Нестерова, его ученика Павла Корина и известного скульптора Сергея Коненкова.
Нестеров Михаил создал здесь свои известные композиции: «Путь к Христу», изображавшую 25 фигур,…
«Христос у Марфы и Марии», «Утро Воскресения», а также подкупольное изображение «Отец Савоаф с Младенцем Иисусом Христом» и лик Спаса над жертвенником. Павел Корин оформил подкупольное пространство храма, своды окон и дверей с ликами архангелов и серафимов в растительном орнаменте.
В Покровском храме была устроена потайная лестница, ведущая в подземный храм-крипту — усыпальницу — ее расписывал Павел Корин на сюжет «Путь праведников ко Господу». Там настоятельница Елисавета Федоровна завещала себя похоронить: после того, как сердцем избрала Россию своей второй родиной, она решила изменить свою волю и пожелала обрести покой не в палестинской церкви св. Марии Магдалины, которую она построила со своим мужем Сергием Александровичем, а в Москве, в стенах своей обители.
В память же о благодатном посещении в молодости Святой Земли, на фасаде Покровской церкви был изображен вид Иерусалима, с ротондой Гроба Господня и куполом церкви Марии Магдалины. 12 колоколов храмовой звонницы были намеренно подобраны под «Ростовский звон», то есть звучали наподобие знаменитых колоколов Ростова Великого.
Покровский собор освящен впервые в 1911 году, а 26 августа 1917 года состоялось полное освящение построенного и расписанного храма Пресвятой Богородицы.
Слева от ворот поставили небольшую часовенку, где сестры читали псалтырь по умершим сестрам и благотворителям обители, и где ночами часто молилась сама настоятельница Елисавета Федоровна.
Осенью 1909 г. был освящен второй, больничный храм обители во имя свв. Марфы и Марии — по замыслу Елисаветы он был устроен так, чтобы тяжелобольные, не вставая с кровати, прямо из палат сквозь открытые двери могли видеть богослужение. А на следующий год, когда обитель открылась, Елисавета приняла в его стенах монашеский постриг — посвящал ее в монашество митрополит Владимир (Богоявленский), будущий новомученик, убитый в Киеве в январе 1918 года.
В апреле 1910 г. на всенощном бдении по особому составленному Святейшим Синодом чину совершилось посвящение 17 насельниц вместе со Елисаветой в звание крестовых сестер, а наутро за Литургией Елисавета была возведена в сан настоятельницы обители. Епископ Трифон, обращаясь ко св. Елисавете, сказал: «Эта одежда скроет Вас от мира, и мир будет скрыт от Вас, но она в то же время будет свидетельницей Вашей благотворной деятельности, которая воссияет пред Господом во славу Его».
Настоятельница вела жизнь подвижницы, проводя время в молитвах и в уходе за тяжелобольными, иногда даже ассистируя врачам на операциях и собственноручно делала перевязки. По свидетельствам пациентов, от самой «великой матушки» исходила какая-то целительная сила, которая благотворно влияла на них и помогала выздороветь — здесь исцелялись многие из тех, кому уже отказывали в помощи врачи, и обитель оставалась их последней надеждой.
Она занималась обширной подвижнической и благотворительной деятельностью. К примеру, на ее средства был построен русский православный храм в итальянском городе Бари, где находится гробница св.Николая Чудотворца.
После революции обитель поначалу не трогали, но постепенно началось преследование Елисаветы Феодоровны, в мае 1918 года настоятельницу арестовали, и вместе сестрой обители Варварой Яковлевой отправили в Алапаевск. В ночь на 5 (18) июля 1918 года великая княгиня Елизавета Фёдоровна была убита большевиками: сброшена в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска.
В 1920 году белогвардейцы, захватившие уральский Алапаевск извлекли из шахты останки великой княгини и инокини Варвары и доставили их в Иерусалим. Мощи были положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. В 1921 году году Елисавету Феодоровну признали великомученицей.
Немного о чудесах. В 1931 году накануне канонизации запаянные гробы новомучениц решили вскрыть в Иерусалиме. Комиссию по вскрытию от Русской Духовной Миссии возглавлял архимандрит Антоний (Граббе). Когда Антоний остался наедине с двумя запаянными гробами, из своего гроба вышла Елисавета Феодоровна за благословлением. Потрясенный Антоний благословил великую княгиню после чего она вернулась в свой гроб не оставив никаких следов. Когда открыли гроб с телом великой княгини то помещение наполнилось благоуханием, по словам Антония «сильным запахом как бы меда и жасмина…». Мощи новомучениц оказались частично нетленными. Они были перенесены по благословению патриарха Иерусалимского Диодор, из усыпальницы в сам храм Марии Магдалины 2 мая 1982 года.
Небольшая часть мощей и плащаница священномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны в придельной часовне Покровского собора.
Марфо-Мариинская обитель действовала до 1926 года, потом на ее территории в течение двух лет действовала поликлиника, где под руководством княжны Голициной работали Марфо-Мариинские послушницы. После ареста Голициной некоторых сестер выслали в Туркестан, а остальные уехали в Тверскую область, где создали свое огородное хозяйство.
После закрытия Марфо-Мариинской обители в Покровском соборе устроили сначала кинотеатр, а потом дом санитарного просвещения. Затем в Марфо-Мариинской церкви разместилась амбулатория профессора Ф.Рейна, а после Великой Отечественной войны здание Покровского храма передали под Государственные реставрационные мастерские, ну а затем — Художественно-реставрационному центру им. И.Э.Грабаря.
В 1990 г. на территории монастыря был установлен памятник великой княгине Елисавете Феодоровне работы Вячеслава Клыкова.
В 1992 году комплекс Марфо-Мариинской обители был возвращен Московской Патриархии. Но главный Покровский храм вернули церкви лишь в конце 2006 года после комплексной реставрации всей обители. В доме, где жила настоятельница Марфо-Мариинской обители, сегодня открыт мемориальный музей.
Наверное, стоит рассказать, почему обитель называется Марфо-Мариинской, потому как в большинстве источников этому не уделяется пристальное внимание. Дело в том, что этот библейский сюжет, давший это название, очень трогал великую княгиню и объяснял смысл создания будущей сестринской обители.
В евангелии от Луки, Христос «…пришел в Вифанию; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении…».
Сестры Марфа и Мария и их брат Лазарь были хорошо знакомы Христу, он часто у них бывал. Когда Христос пришел в Вифанию, Марфа вышла ему навстречу, в то время как Мария осталась дома… Сравнивая Марфу и Марию, их часто противопоставляют в качестве воплощений практичности и духовности, хотя и Марфа открыта словам Учителя, и Мария способна быть активной. И на этот раз свойства Марфы проявились не только в хлопотах по хозяйству, но и в её шагах ко Христу, неотделимых от умения слушать Его и усваивать услышанное…
Сестры в этот период времени сильно страдают от того, что четыре дня назад умер их любимый брат – Лазарь и они каждая по своему взывают к Христу о помощи… Христос даже не заходит в дом, Он сразу идёт к могиле Лазаря. Людей, собравшихся у могилы, он просит отвалить камень и повелевает Лазарю выйти из гроба живым и, по сути, воскрешает его к жизни уже после появления трупного запаха…
Святой праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил в селении Вифания, недалеко от Иерусалима. Во время своей земной жизни Христос часто посещал дом Лазаря, которого очень любил и называл своим другом. Многие иудеи, услышав о воскрешении Лазаря, приходили в Вифанию и, удостоверившись в действительности этого величайшего чуда, становились последователями Христа. За это первосвященники хотели убить Лазаря. Праведный Лазарь упоминается в Святом Евангелии еще один раз: когда за шесть дней до Пасхи Христос опять пришел в Вифанию, там же был и воскресший Лазарь.
С усилением гонений на христиан Лазарь Четверодневный вынужден был переселиться на Кипр. Согласно преданию, святые апостолы встретили Лазаря на Кипре и рукоположили его во епископы. Праведный Лазарь стал епископом Китиона (так раньше назывался город Ларнака на Кипре). О праведном Лазаре мало сохранилось сведений, но, по преданию, Сама Богородица исткала своими руками святительский омофор для Лазаря и совершила морское путешествие на остров Кипр, чтобы лично передать этот дар новому епископу Китийскому.
Созданная обитель посвященная святым женам-мироносицам Марфе и Марии должна была стать как бы домом святого Лазаря — друга Божия, в котором так часто бывал Спаситель. Сестры обители призывались соединить высокий жребий Марии, внемлющей глаголам вечной жизни, и служение Марфы — служение Господу через ближнего своего.
В обители царила атмосфера доверия и любви, созданию которой способствовали личные качества великой княгини Елисаветы Феодоровны. Сестры Обители через всю жизнь пронесли любовь к своей настоятельнице. Она была для них примером самоотверженного служения людям и истинно христианской любви.

dsc00675

dsc00677

Председатель кипрского отделения ИППО, профессор -Буланов Л.А.

dsc00678

Председатель кипрского отделения ИППО, профессор -Буланов Л.А.

dsc00681

dsc00683

dsc00684

Председатель кипрского отделения ИППО, профессор -Буланов Л.А.

dsc00688

dsc00689

dsc00691

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.