Преображение Господне.


Преображение Господне в православной церкви называют еще Спасом на горе. Преображение (греч. метаморфосис, лат. Transfiguratio) буквально переводится как «превращение в другой вид» или «изменение формы». Полное название праздника — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это один из так называемых двунадесятых праздников, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Преображение — Господский праздник.
В этот день мы вспоминаем евангельское событие, когда апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели Господа Иисуса Христа преображенным — во всей Божественной, Вечной Славе.
Православные знают, что 19 августа — ровно за 40 дней до распятия Христа, Иисус и три его ученика поднялись на гору Фавор. Когда Иисус начал молиться, его лицо вдруг осветил неземной свет, а одежды превратились в белоснежные. Так Иисус Христос преобразился на глазах у Петра, Иоанна и Иакова, открыв им свое предназначение. Мы читаем о Преображении в трех Евангелиях, оно не описано только в Евангелии от Иоанна.
Как сообщают апостолы-евангелисты, события Преображения произошли через шесть дней после того, как Христос в беседе о кресте и Царствии Божием произнес: «…истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк 9:1). Спаситель взял с собой трех учеников — Петра, Иакова и Иоанна — и отправился на гору, чтобы помолиться. Пока Христос молился, учеников, уставших за день, сморил сон. Но потом чудо разбудило их — Учитель «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17:2). Перед Спасителем явились пророки Моисей и Илия и говорили с Ним. Как пишет апостол Лука, беседа шла «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк 9:31), то есть о предстоящем распятии на кресте. Апостол Петр, пораженный величием Господа, воскликнул: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк 9:5). После этих слов появилось светлое облако и накрыло всех своей тенью. Из недр облака раздался голос Бога-Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте (Мф 17:5).
Традиция праздновать Преображение Господне существовала уже в IV веке. Именно в IV веке равноапостольная царица Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения.
В VI веке на горе возвели еще три церкви — Преображения Господня, пророков Моисея и Илии. Спустя века крестоносцы соорудили здесь большую крепость. Но вскоре армия Салладина разрушила все. В 1854 году на гору пришел иеромонах Иринарх, духовный сын преподобного Паисия Величковского. На месте древнего храма старец устроил каменный престол и стал совершать первые богослужения. Вскоре об этом узнали местные жители. О праведности фаворского старца стали ходить легенды. И тогда несколько зажиточных семей решили дать ему деньги на постройку церкви. Им на помощь пришли Иерусалимский Патриарх и начальник Русской духовной миссии. Строительство церкви было закончено в 1911 году, но Иринарх не дожил до этого дня.
Фавор — это гора высотой 588 метров, расположенная в Израиле, в 9 километрах к юго-востоку от города Назарета. Склоны горы покрыты деревьями и кустарниками, весной она усыпана цветами. А вокруг — бесплодная земля, выжженная пустыня. По преданию, именно на горе Фавор апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели чудесное Преображение Господне. В настоящее время на вершине горы действуют два монастыря, православный и католический.
В день православного празднования Преображения Господня 19 августа каждый год на небе над горой Фавор появляется облако. Оно спускается на православный храм, стоящий на верху горы, и покрывает сам храм, и людей, находящихся в нём. Это удивительно, потому что летом в этой местности вообще не бывает облаков и стоит засуха. Иногда это облако озаряется светом, светящимися всполохами, похожими на грозовые, но без грома — представляющими собой яркую дугу с искрами и блестящими звездочками…
Схождение облака происходит только на православный праздник Преображения, католики отмечают его двумя неделями раньше.

Икона подаренная в храме Преображения Господня председателю кипрского отделения ИППО Буланову Л.А.

Икона Преображения
Преображение Господне — икона из Праздничного ряда православного иконостаса. Уже в VI веке сюжет иконы стал каноническим. Христа изображают в центре, по обеим сторонам от Него стоят пророки Моисей и Илия. Причем Моисей на иконе чаще всего юн, а Илия стар. Чуть ниже мы видим павших ниц апостолов. Белые одежды Спасителя сияют, свет лучится от лика и всей Его фигуры. Иконописцы изображают Христа в ореоле круглой или овальной формы.

Народные традиции Преображения Господня
Народное название Преображения Господня «Яблочный Спас» напоминает нам о древней традиции освящать в этот день плоды. В Израиле и южных христианских странах, например, Греции, ко времени праздника поспевал виноград. Гроздья винограда, а еще колосья, люди несли в храм для благословения и в знак благодарности Богу.

На русских землях виноград рос не везде, поэтому традиция именилась — стали освящать яблоки.
«Первые осенины» — значит встреча осени. Лето шло на убыль, крестьяне собирали урожай в полях и садах. В храмы несли для благословения яблоки. Над ними священник читал специальную молитву. С этого момента верующим можно было начинать есть яблоки и другие плоды нового урожая.
На Яблочный Спас хозяйки пекли яблочные пироги, варили варенье. На угощение приглашали родных и знакомых. Была традиция потчевать нищих — во славу Божию. Еще на Преображение пели песни, провожали солнце в поле.

Храм Преображения Господня
Храм Преображения Господня в Преображенском — православный храм Московской городской епархии Русской православной церкви, разрушенный в 1964 году и восстановленный в 2015 году.
В XVIII столетии Преображенская церковь была главным храмом села Преображенского – резиденции Петра Великого. Первоначальная церковь была построена на территории двора Преображенского полка и фактически служила войсковым храмом первого полка русской гвардии. Эту традицию гвардия и императорский двор поддерживали и чтили даже в конце XIX столетия. Главный престол Преображения, давший храму имя, под которым он стал наиболее известен, был освящен в 1750 году.

В начале XX века Преображенская церковь становится кафедральным храмом митрополитов московских. По некоторым данным, здесь в эти годы рукополагали священников для всей Москвы и Московской области.
Во время Великой Отечественной войны храм для местных жителей был не только местом духовного утешения. В эту церковь ходили в подвал скрываться от бомбежек, а также ходили за водой во двор храма.
18 июля 1964 года жителей Преображенской площади и ее окрестностей разбудил страшный грохот. Как вспоминали очевидцы, храм как будто приподнялся над землей и – рассыпался в воздухе.
17 июля 2009 года правительство Москвы издало распоряжение о воссоздании церкви Преображения.
Храм восстановлен не в первоначальном виде, а в том обличии, в каком его застал взрыв: по обмерным чертежам 1883 года и фотографиям XX века.
8 мая 2015 года, накануне празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, председатель Почетных членов Императорского Православного Палестинского Общества совершил Чин Великого освящения храма Преображения Господня и Божественную Литургию в новоосвященном храме.
Настоятелем храма Преображения Господня является протоиерей Борис Потапов.




Автор статьи председатель кипрского отделения Императорского Православного Палестинского Общества, профессор Буланов Л.А.

Фото Буланов Л.А., Плешакова Н.А.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.